Обнаружен один из самых больших квазаров ранней Вселенной — Naked Science

Обнаружен один из самых больших квазаров ранней Вселенной

4.7

Квазар PJ352–15, появившийся спустя всего лишь около миллиарда лет после Большого взрыва, выбрасывает плазменные джеты на 160 тысяч световых лет.

Квазары — одни из самых ярких объектов во Вселенной. Считается, что их создают сверхмассивные черные дыры в активных центрах молодых и крупных галактик. Активно поглощая окружающую материю, они формируют вокруг себя быстровращающийся, горячий и плотный аккреционный диск, который испускает исключительно мощное излучение.

При этом известны квазары из весьма молодой Вселенной: например, недавно ученые обнаружили J0313-1806, сформировавшийся немногим более полумиллиарда лет спустя после Большого взрыва. Такие находки в очередной раз показывают, что мы до сих пор плохо понимаем происхождение сверхмассивных черных дыр: теоретически за такой короткий срок они не могли успеть поглотить нужные огромные объемы вещества.

Еще один древний квазар открыла недавно команда Томаса Коннора (Thomas Connor) из Лаборатории реактивного движения (JPL) NASA. Об этом ученые сообщают в статье, готовящейся к публикации в The Astrophysical Journal и пока представленной в открытой онлайн-библиотеке препринтов arXiv.org.

©Chandra X-ray Observatory

PJ352–15 нашли с помощью космического рентгеновского телескопа Chandra. Находится он на расстоянии в 12,7 миллиарда световых лет, выделяясь не только огромной массой — порядка миллиарда масс Солнца, — но и размерами. Релятивистские джеты, узкие струи плазмы, выброшенной черной дырой прочь на околосветовой скорости, протянулись от центра на 160 тысяч световых лет.

Джеты PJ352–15 более чем в полтора раза превышают диаметр всего нашего Млечного Пути. Для сравнения: ранее рекорд по их протяженности для квазаров первого миллиарда лет жизни Вселенной составлял всего 5000 световых лет. Такая исключительная длина у PJ352–15 свидетельствует о том, что квазар продолжает бурный рост на протяжении уже долгого периода времени.