17 августа

У одного из троянских астероидов Юпитера обнаружили спутник

4.8

Наблюдения за астероидом греческого «лагеря» Полимелой показали, что вокруг него вращается еще один крошечный астероид.

©NASA’s Goddard Space Flight Center

В любой системе двух массивных тел есть пять точек, в которых их гравитации «компенсируют» друг друга. Небольшие тела, оказавшиеся в этих точках Лагранжа и не испытывающие других воздействий, могут оставаться там сколь угодно долго. Поэтому достаточно крупные планеты нередко сопровождают скопления астероидов, которые движутся вместе с ними, удерживаясь в их точках Лагранжа, на той же орбите, но впереди и позади самой планеты.

Такие астероиды называют троянскими, и они есть у целого ряда планет Солнечной системы, включая Землю. Но наиболее многочисленны эти тела у Юпитера — их обнаружены уже сотни. Астероиды «опережающей» группы (в точке L4) традиционно получают имена в честь греческих участников Троянской войны, а «отстающей» (L5) — в честь самих троянцев. В 2021 году к ним запустили миссию NASA Lucy, и в 2027-2033 гг. аппарат должен посетить в общей сложности шесть тел, находящихся в троянском и греческом «лагерях».

Одна из целей Lucy — троянский астероид Юпитера 15094 Полимела. Это самое небольшое из тел, с которыми должен сблизиться зонд: судя по имеющимся данным, Полимела насчитывает 21-27 километров в поперечнике, имеет близкой к сферической форму и вращается вокруг своей оси, делая полный оборот за 5,9 часа. А недавно выяснилось, что, несмотря на свои размеры, у астероида есть еще более мелкий спутник. Об этом рассказывается в сообщении NASA.

©NASA’s Goddard Space Flight Center

Двадцать седьмого марта этого года Полимела проходила на фоне далекой звезды и частично ее затмевала. Этот процесс наблюдали с помощью целого ряда наземных инструментов, чтобы точнее определить размеры, форму и движение астероида. Такая работа крайне важна для подобных миссий и позволяет корректировать полет космического зонда. Однако на этот раз она принесла дополнительный «бонус»: на расстоянии примерно 200 километров от Полимелы нашли еще один, совсем небольшой астероид.

По оценкам астрономов, его диаметр составляет всего около пяти километров, и при обычных условиях — без «подсвечивающей» звезды на фоне — с Земли этот астероид не разглядеть. Согласно действующим правилам, такие небесные тела получают название лишь после того, как определена их орбита, поэтому новый астероид остается безымянным. Скорее всего, именно Lucy, изучая Полимелу, сможет и оценить его движение, и позволит объекту обрести имя. Но произойдет это не ранее 2027 года, на который запланировано сближение.