Эксперты о квантовых компьютерах
30.09.2020

Среди звезд в центре Млечного Пути нашлись остатки другого скопления — или целой галактики

5.4

Необычайно плотное звездное скопление в центре нашей Галактики может набирать массу за счет поглощения других скоплений.

©NASA GSFC

В центре Млечного Пути находится сверхмассивная черная дыра более чем в четыре миллиона раз тяжелее Солнца. Ее окружает чрезвычайно плотное звездное скопление, содержащее десятки миллионов звезд массой более 25 миллионов солнечных. Похоже, часть этих светил — «неместные»: они появились здесь в результате поглощения другого звездного скопления, а возможно, и карликовой галактики. К такому выводу приходят авторы новой статьи, опубликованной в Astrophysical Journal Letters.

Туань До (Tuan Do) из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе и его коллеги рассмотрели около 700 старых и тусклых красных гигантов, находящихся в пределах одного парсека (примерно 20 световых лет) от центральной черной дыры. «Ядерное» звездное скопление Млечного Пути особенно богато такими звездами, а новые наблюдения в инфракрасном диапазоне позволили заметить среди них две отдельные популяции, которые различаются по своему составу и движению.

Меньшая группа включает лишь около семи процентов этих звезд и отличается низкой металличностью: содержание элементов тяжелее водорода и гелия у них почти втрое ниже, чем у Солнца. У большинства же звезд металличность оказалась выше солнечной. Вращаются вокруг центра эти две популяции также под разными углами. Все это, по мнению авторов, свидетельствует, что малочисленная группа звезд — остаток отдельного скопления, поглощенного «ядерным».

Статью сопровождает еще одна публикация, в которой сообщается о моделировании подобного поглощения звездного скопления, приблизившегося к центру Млечного Пути. Оно показало, что слияние могло произойти сравнительно недавно, менее трех миллиардов лет назад, и исходно скопление имело массу порядка миллиона солнечных масс.

Это сравнимо с массой омеги Центавра — крупнейшего шарового скопления в Галактике, которое, по некоторым предположениям, является остатком одной из поглощенных Млечным Путем карликовых галактик. Возможно, огромная плотность «ядерного» скопления в центре нашей Галактики объясняется не только интенсивным звездообразованием в нем самом, но и серией подобных поглощений, которые наполнили этот регион популяциями более старых звезд.

Социологи и политологи из НИУ ВШЭ выяснили, какие ценностные модели и в каких случаях обеспечивают большую поддержку гражданами действий властей по борьбе с пандемией коронавируса.

Егор Быковский

Амстердамский суд сегодня постановил передать «скифское золото» Украине. Однако директор Центрального музея Тавриды утверждает, что есть надежда вернуть его в Крым.

Ученые из Университета Дьюка в США показали, что логический кубит может быть надежнее, чем его «самое слабое звено». Команде удалось безошибочно считать информацию в 99,4% случаев.