17.02.2023
2 702

В Млечном Пути нашли редчайшую черную дыру средней массы

5.2

Черные дыры массой от тысяч до сотен тысяч солнц практически не встречаются. Однако в центре нашей Галактики нашли уже несколько кандидатов в такие уникальные объекты, и недавно этот список пополнился еще одним.

Облако-«головастик» и его черная дыра: взгляд художника
Облако-«головастик» и его черная дыра: взгляд художника / ©Keio University / Автор: Milonia Larcius

Черные дыры могут иметь очень разные размеры. Некоторые из них образуются в результате коллапса больших звезд и получают массу примерно до сотни масс Солнца. Происхождение и рост других остаются во многом загадкой, но они набирают миллионы и даже миллиарды солнц. Такие сверхмассивные черные дыры находятся в активных центрах крупных галактик. А вот черные дыры промежуточной (средней) массы, располагающиеся между звездными и сверхмассивными, практически не встречаются. Это делает их особенно таинственными.

До сих пор было известно лишь несколько более-менее надежных кандидатов в черные дыры средней массы, включая подозрительный источник в соседней Туманности Андромеды и несколько — в пределах Млечного Пути. Новый такой объект обнаружили японские астрономы во главе с Миюки Канеко (Miyuki Kaneko). Это уже пятый кандидат, который находится в центре нашей Галактики. О нем сообщается в статье, опубликованной в The Astrophysical Journal.

Ученые проводили наблюдения с помощью работающего в Восточно-Азиатской обсерватории телескопа James Clerk Maxwell, а также радиотелескопа Nobeyama. Необычный объект был замечен в направлении созвездия Стрельца, на дистанции около 27 тысяч световых лет, именно там, где находится центр Млечного Пути. Это компактное облако молекулярного газа странной изогнутой формы, напоминающей головастика.

Такую форму ему могло бы придать гравитационное влияние достаточно компактного и массивного объекта. Однако в нужной области пространства, примерно в центре изогнутого «головастика», не наблюдается ничего подходящего на эту роль. Именно поэтому астрономы полагают, что там скрывается черная дыра. Их расчеты показали, что масса ее должна быть не слишком большой, но и не слишком маленькой, порядка ста тысяч масс Солнца — как раз в промежуточном диапазоне, который соответствует черным дырам средней массы.

Возможно, такие объекты возникают в результате слияний черных дыр звездных масс. Но в точности механизмы их роста неизвестны. Почему такое множество черных дыр средней массы обнаруживается в области центра нашей Галактики — тоже неясно. Впрочем, прежде астрономам предстоит подтвердить их существование, а пока они остаются лишь кандидатами.