12.08.2021
7 457

Новые расчеты траектории астероида Бенну повысили его шансы на столкновение с Землей

4.9

Вероятность падения 500-метрового астероида на Землю наиболее велика в 2182 году — впрочем, и тогда она не достигнет даже сотой доли процента.

©NASA Goddard SFC, University of Arizona, Lockheed Martin

Околоземный астероид (101955) Бенну — один из самых опасных наших соседей, так как то и дело проходит в пугающей близости от Земли. Взрыв от удара почти 500-метрового небесного тела был бы в сотни мощнее водородной «Царь-бомбы». Глобального вымирания он не вызовет, но при неудачном попадании вполне может разрушить целый мегаполис или небольшую страну.

Неудивительно, что траектория астероида просчитана на сотни лет вперед, и для каждого сближения с Землей существуют оценки риска столкновения. Более того, к Бенну отправили космический аппарат OSIRIS-REx, который провел на его орбите около двух лет, а осенью 2023 года должен вернуться и доставить на Землю образцы вещества с поверхности астероида.

Впрочем, шансы на столкновение невелики: совокупный риск падения Бенну на Землю в ближайшие 300 лет составляет всего один на 2700 (0,037 процента). Тем не менее по этому показателю он считается самым опасным из известных астероидов. В 2060 году Бенну пройдет лишь немногим дальше орбиты Луны, а в 2135-м окажется даже ближе нее. Дальнейшая его траектория становится весьма неопределенной: она сильно зависит от того, где именно пройдет путь астероида при сближении в 2135 году.

Чтобы точнее рассчитать его, Давиде Фарнокья (Davide Farnocchia) и ее коллеги из Лаборатории реактивного движения (JPL) NASA воспользовались новыми точными измерениями, проведенными OSIRIS-REx. Для оценки принимали в расчет и давление, которое оказывает на Бенну солнечный ветер, и притяжение других небесных тел (включая более 300 других астероидов), и эффект Ярковского — ускорение, возникающее за счет неравномерного разогрева и остывания поверхности.

По словам Давиде, эти расчеты позволили уточнить траекторию Бенну в 20 раз. Результаты работы ученые представили в статье, опубликованной в журнале Icarus. Новые расчеты показали, что по крайней мере до 2135 года никакой угрозы от Бенну для Земли не существует. Однако совокупные шансы на столкновение астероида с Землей в 2100-х уже не так малы и составляют один на 1750. Самым опасным будет сближение, предстоящее 24 сентября 2182 года, когда риск достигнет один на 2700 — по совпадению, это те же 0,037 процента, что для риска столкновения в ближайшие 300 лет.

Насколько действительно велики шансы на удар в дальнейшем, станет окончательно понятно лишь после этого ключевого сближения. В окрестностях Земли известно 26 «гравитационных скважин» — областей, возникающих из-за неоднородности гравитационного поля планеты. Попав в них, Бенну может изменить траекторию и выйти на путь к столкновению. Новые расчеты исключили прохождение астероида через 24 таких участка, однако относительно двух еще сохраняется неопределенность.