19.06.2020
3 488

Опасные астероиды предложено отклонять от Земли с помощью троса

5.2

Предложен новый подход для защиты планеты от столкновения с массивным небесным телом — сбить его с курса, привязав к другому астероиду.

©CC0 Public Domain

Многие из околоземных объектов время от времени проходят в опасной близости от нашей планеты. В последние годы риски, которые несет такая астероидная угроза, оцениваются все более серьезно. Инженеры и ученые всего мира предлагают свои концепции и методы, которые могли бы защитить человечество от массивного небесного тела, готового к столкновению с Землей. К сожалению, все они пока остаются фантастикой, и даже теоретически ни один из них не идеален.

Так, наиболее известный подход — уничтожить астероид взрывами ядерных или термоядерных зарядов — чреват как минимум тем, что Землю засыпет дождем из радиоактивных обломков. Поэтому сегодня все чаще обсуждаются подходы, связанные не с разрушением небесного тела, а с мягким его отклонением от опасного курса. В статье, опубликованной в журнале EPJ Special Topics, предложено еще одно из таких решений.

Флавиан Вендитти (Flaviane Venditti) из Обсерватории Аресибо и его коллеги предлагают изменить траекторию потенциально опасного астероида, связав его тонким и прочным тросом с другим, небольшим небесным телом. Центр тяжести объединенной системы направит ее в другом направлении — хотелось бы надеяться, что в безопасном, поскольку проконтролировать это вряд ли удастся.

Ученые проверили свою идею с помощью компьютерной модели. Объектом для нее выступил околоземный астероид (101955) Бенну, который с вероятностью 1:4000 может столкнуться с Землей во второй половине XXII века. Сегодня в непосредственной близости от него работает американский зонд OSIRIS-REx, так что Бенну отлично изучен. Расчеты показали, что тросовая система действительно способна изменить траекторию небесного тела без дополнительных затрат энергии.

Вместе с тем происходит это далеко не моментально, и если человечество решит воспользоваться таким подходом, чтобы отклонить опасный объект, нам понадобится изрядный запас времени. Это, в свою очередь, требует точных сведений о траекториях околоземных объектов и постоянного мониторинга. Впрочем, такие системы уже вводятся в строй.