25.08.2020
5 507

На дне океана нашли следы древних сверхновых

5.8

Железо древних океанских отложений подтвердило гипотезу о том, что Солнечная система движется сквозь разреженные остатки древних сверхновых, вспыхнувших миллионы лет назад.

©M. Weiss, Center for Astrophysics, Harvard & Smithsonian / Автор: Milonia Larcius

Изотопы железа, сохранившиеся в древних отложениях на дне океана, свидетельствуют, что наша планета движется сквозь разреженное облако остатков сверхновой. Все указывает на то, что одна или несколько таких звезд взорвались еще несколько миллионов лет назад, и с тех пор Солнечная система движется сквозь эту пыль. Об этом ученые из Австралии и Германии пишут в статье, опубликованной в журнале PNAS.

Железо-60 — один из радиоактивных нуклидов, которые образуются во взрывах сверхновых. Период его полураспада составляет 2,6 миллиона лет, поэтому уже через 15 миллионов лет он почти полностью превращается в другие, стабильные ядра. Любые следы текущего присутствия железа-60 на Земле говорят о том, что оно попало на планету извне, намного позже ее собственного появления на свет, которое произошло более 4,5 миллиарда лет назад.

Ранее такие изотопы детектировал работающий на околоземной орбите зонд NASA ACE, следящий за частицами космических лучей. Также присутствие железа-60 обнаружилось в совершенно свежем снегу Антарктиды, выпавшем за последние десятилетия. Легким «туманом» этих частиц Землю может укрывать Местное межзвездное облако (ММО), через которое движется Солнечная система сегодня — и будет двигаться еще пару десятков тысяч лет. Возможно, оно представляет собой именно разреженные остатки сверхновой.

Однако если это так, то по мере пролета Солнца и его планет сквозь ММО в древних отложениях должен обнаруживаться рост, а затем и падение содержания железа-60. Чтобы проверить это, Антон Уоллнер (Anton Wallner) и его соавторы проследили за изотопным составом пород, поднятых со дна океана и датированных возрастом до 33 тысяч лет. Однако ничего подобного не обнаружилось: на протяжении всего этого срока приток железа-60 остается на низком, но стабильном уровне.

«Железо-60 могло образоваться в более древней сверхновой, от которой мы видим нечто вроде “эха”», — говорит профессор Уоллнер. На то же указывает предыдущая его работа, в ходе которой ученый проанализировал содержание изотопа в ледяных отложениях Антарктиды, заметив пики возрастом 1,5-3,2 миллиона лет и 6,5-8,7 миллиона лет, которые могут соответствовать взрывам сверхновых (и произошли задолго до вхождения Солнечной системы в ММО).

Все это, по-видимому, свидетельствует, что «туман» железа-60, который окружает Землю сегодня, не связан с ММО. Исходя из известной астрономам средней частоты появления сверхновых в нашей части Галактики, такие вспышки должны происходить неподалеку от нас каждые два-четыре миллиона лет. По-видимому, их следы и обнаруживаются сегодня — как в антарктическом льду, так и в отложениях на дне океана.