06.08.2020
Мария Кривоченко
2 491

В Португалии нашли «деревянный Стоунхендж»

2.8

Сооружение нашли во время раскопок в комплексе Пердигос. Предполагается, что это была деревянная постройка для проведения церемониальных ритуалов и астрономических наблюдений.

Место раскопок / ©Антониу Валера и Era Arqueologia

Об открытии сообщил портал Era-Arqueologia. Раскопки проводили в течение 23 лет, в них участвовали археологи со всего мира. Ученым удалось обнаружить круглый фундамент диаметром 20 метров — до наших дней дошел только он, — который расположен в центре комплекса Пердигос (в 2019 году он получил статус национального памятника) и является частью мегалитического ландшафта, простирающегося до возвышенности Монсараш на востоке страны.

Руководитель раскопок, археолог Антониу Валера рассказал, что это было церемониальное сооружение типа, который встречается только в Центральной Европе и на Британских островах. Такие называют «Вудхенджами» или «деревянными Стоунхенджами»: они представляют собой комплекс деревянных монументов.

По словам Валеры, раньше найденная конструкция состояла из нескольких концентрических кругов частоколов, столбов и деревянных бревен. «Это первое подобное сооружение на Пиренейском полуострове, датированное 2800-2600 годами до нашей эры», — добавил археолог. Он подчеркнул, что находка на несколько веков старше знаменитого Стоунхенджа.

Место раскопок / ©Антониу Валера и Era Arqueologia

Сообщается, что «Вудхендж» строили и использовали в течение примерно 1400 лет: его заложили в конце среднего неолита, около 3400 года до нашей эры, а забросили примерно в начале бронзового века, около 2000 года до нашей эры (Стоунхендж, для сравнения, заложили примерно в 3000 году до нашей эры). Он был центром сбора разных племен, где проходили церемониальные ритуалы и налаживались культурные и политические связи между отдельными группами.

Кроме того, расположение показывает что он был еще и сооружением для астрономических наблюдений: «Вудхендж» находится в естественном амфитеатре в долине Рибера-дель-Вале-ду-Аламо, где находится одно из самых больших скоплений мегалитов. «Входы в большинство внешних и внутренних залов ориентированы на солнцестояние или равноденствие, таким образом, постройка представляла для древних людей огромный календарь», — рассказывает Валера.

Археолог отметил, что такая система была распространена в Европе четыре-пять тысяч лет назад. Одно из самых известных сооружений этого типа обнаружили в Ирландии в 2019 году. Ученые нашли постройку, которая состояла из круглого ритуального комплекса и внешнего дворика и за 2500 лет до нашей эры была местом сбора огромного количества племен.

Валера подчеркнул, что открытие его команды усиливает значение комплекса Пердигос для научного сообщества и повышает его значимость для европейских исследований эпохи неолита.