10.12.2020
6 423

Астрономы обнаружили новые гигантские пузыри, исходящие из центра Галактики

5.4

Перпендикулярно плоскости Млечного Пути из самого его центра раздувается пара больших пузырей Ферми, окруженных еще более гигантскими структурами, излучающими в рентгене.

Галактика и ее окрестности, снятые в рентгеновском диапазоне обсерваторией «Спектр-РГ» / ©Peter Predehl et al., 2020 / Автор: Regulus Tremerus

Астрономы обнаружили новые гигантские структуры, поднимающиеся от центра нашей Галактики. Расходясь перпендикулярно плоскости Млечного Пути, они полностью охватывают обнаруженные ранее пузыри Ферми и, по-видимому, как-то с ними связаны. Об этом рассказывается в новой статье, опубликованной в журнале Nature.

Пузыри Ферми открыли 10 лет назад с помощью космического гамма-телескопа Fermi. Заполненные раскаленным газом и мощными магнитными полями, они исходят из центра Галактики, расходясь в обе стороны от ее плоскости почти на 30 тысяч световых лет и излучая в гамма-диапазоне. Пузыри Ферми так велики, что расстояние от верхнего до нижнего их края лишь вдвое меньше диаметра самого Млечного Пути.

Природа пузырей неизвестна, но считается, что их создала какая-то форма активности сверхмассивной черной дыры, находящейся в центре Галактики, либо необычно сильная вспышка звездообразования. А недавно наблюдения провели на рентгеновском телескопе eROSITA, работающем на борту космической обсерватории «Спектр-РГ». Большой международной командой руководили Питер Предель (Peter Predehl) из Института внеземной физики немецкого Общества имени Макса Планка и академик Российской академии наук Рашид Сюняев.

Пузыри Ферми (красные) и «пузыри eROSITA» (ярко-зеленые) / ©Peter Predehl et al., 2020

Обнаружилось, что в рентгеновском диапазоне эти структуры еще масштабнее: они расходятся от центра Галактики более чем на 45 тысяч световых лет в каждом направлении. Эти рентгеновские пузыри полностью охватывают излучающие в основном в гамма-диапазоне пузыри Ферми. «Пузыри Ферми и рентгеновское излучение, обнаруженное eROSITA, демонстрируют высокое морфологическое сходство, — пишут ученые. — Поэтому мы предполагаем, что они структурно и физически связаны».

Пузыри Ферми (сиреневые) и «пузыри eROSITA» (желтые) над плоскостью Млечного Пути: схема / ©Peter Predehl et al., 2020

В то же время между теми и другими структурами видны и некоторые различия. «Пузыри eROSITA» не только намного крупнее, но и имеют более сферическую форму. Кроме того, у них есть довольно четко очерченная граница — узкий внешний слой, особенно ярко излучающий в рентгене. Такая структура напоминает ударную волну, распространяющуюся в разреженном гало Галактики. Схожая граница есть и между пузырями Ферми, переходящими в «пузыри eROSITA».

По-видимому, пузыри Ферми — это область межзвездной среды, разогретой ударной волной, а «пузыри eROSITA» очерчены самой волной, распространяющейся дальше. Такие структуры вряд ли могла создать вспышка звездообразования, что позволяет ученым связать пузыри с активностью сверхмассивной черной дыры. По-видимому, они возникли в результате падения в нее больших объемов вещества и раздулись за один-два миллиона лет.