Астрономы обнаружили новые гигантские пузыри, исходящие из центра Галактики — Naked Science

Астрономы обнаружили новые гигантские пузыри, исходящие из центра Галактики

5.4

Перпендикулярно плоскости Млечного Пути из самого его центра раздувается пара больших пузырей Ферми, окруженных еще более гигантскими структурами, излучающими в рентгене.

Галактика и ее окрестности, снятые в рентгеновском диапазоне обсерваторией «Спектр-РГ» / ©Peter Predehl et al., 2020

Астрономы обнаружили новые гигантские структуры, поднимающиеся от центра нашей Галактики. Расходясь перпендикулярно плоскости Млечного Пути, они полностью охватывают обнаруженные ранее пузыри Ферми и, по-видимому, как-то с ними связаны. Об этом рассказывается в новой статье, опубликованной в журнале Nature.

Пузыри Ферми открыли 10 лет назад с помощью космического гамма-телескопа Fermi. Заполненные раскаленным газом и мощными магнитными полями, они исходят из центра Галактики, расходясь в обе стороны от ее плоскости почти на 30 тысяч световых лет и излучая в гамма-диапазоне. Пузыри Ферми так велики, что расстояние от верхнего до нижнего их края лишь вдвое меньше диаметра самого Млечного Пути.

Природа пузырей неизвестна, но считается, что их создала какая-то форма активности сверхмассивной черной дыры, находящейся в центре Галактики, либо необычно сильная вспышка звездообразования. А недавно наблюдения провели на рентгеновском телескопе eROSITA, работающем на борту космической обсерватории «Спектр-РГ». Большой международной командой руководили Питер Предель (Peter Predehl) из Института внеземной физики немецкого Общества имени Макса Планка и академик Российской академии наук Рашид Сюняев.

Пузыри Ферми (красные) и «пузыри eROSITA» (ярко-зеленые) / ©Peter Predehl et al., 2020

Обнаружилось, что в рентгеновском диапазоне эти структуры еще масштабнее: они расходятся от центра Галактики более чем на 45 тысяч световых лет в каждом направлении. Эти рентгеновские пузыри полностью охватывают излучающие в основном в гамма-диапазоне пузыри Ферми. «Пузыри Ферми и рентгеновское излучение, обнаруженное eROSITA, демонстрируют высокое морфологическое сходство, — пишут ученые. — Поэтому мы предполагаем, что они структурно и физически связаны».

Пузыри Ферми (сиреневые) и «пузыри eROSITA» (желтые) над плоскостью Млечного Пути: схема / ©Peter Predehl et al., 2020

В то же время между теми и другими структурами видны и некоторые различия. «Пузыри eROSITA» не только намного крупнее, но и имеют более сферическую форму. Кроме того, у них есть довольно четко очерченная граница — узкий внешний слой, особенно ярко излучающий в рентгене. Такая структура напоминает ударную волну, распространяющуюся в разреженном гало Галактики. Схожая граница есть и между пузырями Ферми, переходящими в «пузыри eROSITA».

По-видимому, пузыри Ферми — это область межзвездной среды, разогретой ударной волной, а «пузыри eROSITA» очерчены самой волной, распространяющейся дальше. Такие структуры вряд ли могла создать вспышка звездообразования, что позволяет ученым связать пузыри с активностью сверхмассивной черной дыры. По-видимому, они возникли в результате падения в нее больших объемов вещества и раздулись за один-два миллиона лет.