08.09.2021
12 497

Возле центра Галактики открыли загадочный источник радиоволн

5.2

ASKAP J173608.2-321635 непредсказуемо вспыхивает и гаснет в радиодиапазоне — и, в отличие от всех известных источников, не излучает никаких других волн.

©MeerKAT, SARAO

Недалеко от центра Млечного Пути астрономы заметили мощный переменный источник поляризованного радиоизлучения ASKAP J173608.2-321635. Эти вспышки не сопровождаются излучением в других диапазонах, поэтому объяснить природу источника пока не удается. О нем сообщается в новой статье, принятой к публикации в The Astrophysical Journal и доступной в открытой библиотеке препринтов arXiv.org.

Работу провела большая международная команда ученых во главе с Цзытэн Ваном (Ziteng Wang) из Сиднейского института астрономии. Они заметили сигналы ASKAP J173608.2-321635 в данных наблюдений, проведенных австралийским радиотелескопом ASKAP в конце 2019-го и начале 2020 года. ASRAP зарегистрировал 13 таких вспышек, однако несколько попыток рассмотреть источник другими инструментами, уже в середине прошлого года, не принесли никакого результата. Лишь в 2021-м радиотелескопы ATCA (в Австралии) и SA MeerKAT (в ЮАР) подтвердили первые наблюдения и заметили новые вспышки.

Поиски в архивных данных показали, что прежде ASKAP J173608.2-321635, по-видимому, не появлялся. Его вспышки в радиодиапазоне продолжаются целыми неделями, после чего резко, за считаные часы, затухают. Они отличаются сложной линейной и круговой поляризацией. Это может говорить о том, что излучение на пути к нам проходит сквозь газопылевые облака, пронизанные мощным магнитным полем, либо же сам источник характеризуется такими полями.

Однако самым странным оказался не переменчивый характер ASKAP J173608.2-321635, а то, что на других длинах волн этот источник не излучает — ни в инфракрасном диапазоне, ни в рентгеновском. Значит, он вряд ли связан с активностью звезды, двойной системы или даже нейтронной звезды-пульсара. Авторы также исключили гамма-всплеск и взрыв сверхновой. Возможно, мы имеем дело с пока неясным проявлением одного из таких объектов или с чем-то совершенно новым и до сих пор неизвестным.