Ученые: алкогольная толерантность могла стать залогом выживания человечества — Naked Science
06.12.2019

Ученые: алкогольная толерантность могла стать залогом выживания человечества

Исследователи полагают, что усваивание алкоголя, возможно, позволило предкам человека разумного возвыситься над другими видами.

©Hockings & Dunbar

Специалисты из Эксетерского университета в Великобритании полагают, что влияние алкоголя на эволюцию современных людей недооценивают. Более того, по мнению ученых, именно усваивание последнего могло спасти от вымирания существ, живших миллионы лет назад и эволюционировавших в то, что мы сейчас знаем как Homo sapiens. Соответствующий пресс-релиз доступен на Phys.org.

Около десяти миллионов лет назад наши африканские обезьяноподобные предки ели упавшие на землю плоды, многие из которых могли вызвать сильное отравление из-за этилового спирта. Именно способность усваивать существенные дозы последнего могли стать решающим эволюционным преимуществом одних групп приматов над другими.

«Даже сегодня мы видим крупных обезьян, которые едят ферментированные фрукты и даже пьют пальмовое вино, произведенное людьми, — говорит один из авторов исследования доктор Ким Хокингс (Dr. Kim Hockings). — Трудно быть уверенным в том, почему они это делают, и это отражает сложную историю наших собственных отношений с алкоголем».

Стоит отметить, что, согласно современным представлениям, разделение предков шимпанзе и человека произошло примерно пять-восемь миллионов лет назад. Так что, вероятно, механизм усваивания алкоголя имеет очень длинную историю.

При этом толерантность к алкоголю, разумеется, далеко не единственный фактор выживания. Ведь, кроме упавших на землю перезрелых плодов, предки человека вынуждены были питаться недозрелыми фруктами, что тоже было своего рода «испытанием на прочность».

Однако ученые идут дальше и рассматривают комплексное влияние спиртного на все периоды существования нашего вида. «Все чаще алкоголь рассматривается как медицинская проблема, но злоупотребление им — лишь малая часть более широкой социальной модели употребления алкоголя людьми», — пишут в своей книге «Humans and alcohol: a long and social affair» Ким Хокингс и антрополог Робин Данбар.

«Алкоголь сыграл важную роль в том, как люди использовали совместные мероприятия для создания и поддержания своих отношений», — отмечает профессор Данбар.

Ранее, напомним, другая группа исследователей рассказала о причинах компульсивного употребления алкоголя. Они рассматривают разницу в нейронном ответе в качестве возможного ключа к пониманию причин возникновения алкогольной зависимости. Кроме этого, в наши дни ученые активно спорят о связи между интеллектом, уровнем образованности и злоупотреблением спиртным.