Какие профессии востребованы сегодня?
20 мая
4 191

В доисторических фекалиях, найденных рядом со Стоунхенджем, обнаружили паразитов

4.1

Обитатели Даррингтон-Уоллс ели мясо с червями, а остатки скармливали своим собакам.

Реконструкция Даррингтон-Уоллс / ©wikipedia.org

Группа археологов из Кембриджского университета (Великобритания) под руководством профессора Пирса Митчелла (Piers Mitchell) исследовала 19 копролитов (фрагменты древних фекалий), которые во время предшествующих раскопок обнаружили в неолитическом поселении на равнине Солсбери. Результаты представлены в работе, опубликованной в журнале Parasitology.

Даррингтон-Уоллс — памятник неолита, расположенный примерно в трех километрах от Стоунхенджа. Впервые его исследовали в середине прошлого века и решили, что это просто неолитическое поселение, обнесенное земляным валом. А соседство с каменными гигантами Стоунхенджа навело на мысль, что в поселении жили строители мегалитов.

Человеческие копролиты / ©Piers Mitchell et al.

Открытия, сделанные с помощью новых технологий уже в этом веке, говорят о том, что версия о поселке строителей, скорее всего, была ошибочной. Naked Science писал, что недавно найденная система ям и менгиров объединяет три мегалитических памятника — Даррингтон-Уоллс, Вудхендж и Ларкхилл — в единое целое. При этом их дата строительства примерно совпадает с датой строительства Стоунхенджа.

Иными словами, вряд ли в Даррингтон-Уоллсе жили строители. Гораздо вероятнее, что эти мегалиты — пример другой обрядовой традиции, возможно, не связанной со Стоунхенджем.

Копролитам, обнаруженным в Даррингтон-Уоллс, примерно 4500 лет. В пяти из них анализы выявили яйца паразитических червей. Причем только один из образцов — фекалии человека, остальные четыре — собачьи.

Судя по всему, это самое раннее свидетельство наличия кишечных паразитов в Британии. Четыре копролита, включая человеческий, содержали яйца паразитарных червей Capillariidae, которые идентифицировали, в частности, по их форме.

Яйца червей, найденные в копролитах / ©Piers Mitchell et al.

Эти черви имеют необычный жизненный цикл: в нем участвуют как минимум два других животных. Сначала черви заражают животных — например, крыс, которые случайно проглатывают яйца из окружающей среды. Затем яйца прикрепляются к внутренним органам животного, таким как печень, легкие и кишечник. Они вызревают, и по мере роста черви начинают пожирать органы, а затем размножаются бесполым путем, производя все больше яиц. Потом зараженные (и слабеющие по мере размножения червей) животные становятся жертвами крупных хищников. В итоге яйца проходят через пищеварительный тракт хищника, после чего выбрасываются обратно в окружающую среду, чтобы быть проглоченными другим хозяином.

Известно, что современные люди заражены двумя видами червей Capillariidae: Capillaria hepatica и Capillaria philippinensis. Болезнь, которую они вызывают, называется капилляриозом, и при отсутствии нормального лечения она может привести к летальному исходу.

Однако обитатель Даррингтон-Уоллса, скорее всего, не был заражен червями. В противном случае яйца не попали бы в кал, потому что поселились бы во внутренних органах и вылупились. Вероятнее всего, человек съел мясо зараженного животного и передал яйца, как это сделал бы хищник в дикой природе. Ну а собакам остались объедки пиршества — так и они получили свою долю паразитов.

Во время раскопок в Даррингтон-Уоллсе археологи обнаружили керамику и каменные инструменты, а также более 38 тысяч костей животных. Около 90 процентов костей принадлежали свиньям и менее 10 процентов — коровам. Поскольку черви Capillariidae заражают крупный рогатый скот и свиней, эти животные могли быть наиболее вероятным источником яиц паразита.

Авторы работы предполагают, что люди употребляли в пищу субпродукты — легкие и печень свиней и коров. При этом термическая обработка была недостаточной.

Один из копролитов, принадлежавший собаке, содержал яйца рыбьего ленточного червя (солитера). Это указывает на то, что животное ранее ело сырую пресноводную рыбу и заразилось. Однако никаких других свидетельств употребления рыбы, например костей, на месте раскопок не нашли.

Последнее дало ученым возможность предположить, что Даррингтон-Уоллс не был обитаем постоянно, а люди (вместе с собаками) приходили туда только в определенные сезоны.

Пока эта гипотеза довольно спекулятивна. В отличие от Стоунхенджа, где очень мало находок бытового назначения, в поселениях на равнине Солсбери археологи нашли все признаки нормально существовавшего неолитического сообщества. Географическая близость к Стоунхенджу, конечно, завораживает, но все же более вероятно, что люди Даррингтон-Уоллса и Вудхенджа — это носители другой культурной традиции.