Какие профессии востребованы сегодня?
20 мая
Институт географии РАН

Архангельская область пополнилась новыми видами лишайников

4.6

Ученые из Института географии РАН, Петрозаводского государственного и Северного федерального университетов впервые обнаружили в Архангельской области 17 нетипичных для этого региона видов лишайников. Четыре из них вообще являются новыми для ее материковой части.

Архангельская область пополнилась новыми видами лишайников / ©Getty images

Лишайники — это классические биологические индикаторы загрязнения окружающей среды, что было отмечено еще в XIX веке. Их высокие индикационные свойства широко используются при картографировании зон загрязнения и для биологической индикации.

Лихенологические исследования на особо охраняемых территориях традиционно вызывают большой интерес в связи с высокой сохранностью природных сообществ и их существенной ролью в поддержании биоразнообразия, в том числе редких и охраняемых видов.

Видовое разнообразие лишайников может служить эффективным показателем при биомониторинге состояния природных экосистем, использоваться в оценке масштабов динамических процессов, связанных как с глобальными, так и с региональными факторами, а также для прогноза состояния экосистем и разработки эффективных мер для их охраны.

Лишайники Архангельской области до настоящего времени оставалась относительно малоизученными по сравнению с другими регионами России. Это справедливо и для территории Кенозерского национального парка: за более чем тридцатилетнюю историю его существования о его лихенофлоре известно очень мало. Первые подобные исследования в парке проводились в 2006 году. Тогда было отмечено, что ядро флоры лишайников Кенозерского национального парка составляют бореальные виды, имеющие широкое распространение в таежных лесах в целом.

В дальнейшем изучение лишайников продолжилось: полевые работы проводились в июле 2011 года (В. Н. Тарасова), в мае (А. А. Валекжанин) и в августе 2018 года (А. В. Пчелкин). Разнообразие лишайников изучали методом маршрутных учетов, которые разрабатывались на основе карт лесонасаждений и спутниковых снимков с целью охватить как можно большее число разнообразных типов местообитаний.

В результате исследования в южной части Кенозерского национального парка (Каргопольский сектор) обнаружено 263 вида и один подвид лишайников и родственных им грибов, относящихся к 48 семействам и 101 роду. Из выявленных видов впервые для Архангельской области отмечено 17 лишайников. Некоторые из них занесены в Красную книгу Российской Федерации и в Красную книгу Архангельской области. Полный текст работы можно почитать здесь.

Институт географии – старейшее в России академическое учреждение в области фундаментальной и прикладной географии