Реконструирован самый древний геном европейца — Naked Science

Реконструирован самый древний геном европейца

5.1

Международной группе ученых удалось воссоздать древнейший геном Homo sapiens за пределами Африки.

Реконструирован самый древний геном европейца / ©Getty images

Работа опубликована в журнале Nature Ecology & Evolution. Человек современного вида заселил Евразию более 40 тысяч лет назад, после выхода из Африки. Эти люди несли в себе около двух-трех процентов неандертальских генов, с которыми смешивались между 50 и 60 тысячами лет назад, что, вероятно, происходило на Ближнем Востоке. В результате все неафриканское человечество несет в себе два-три процента генов неандертальцев. Но со временем сегменты этой древней ДНК становятся короче, что, кстати, позволяет ученым определять возраст антропологических находок.

Череп из Златы Кун / ©www.nature.com

Генетический состав первых сапиенсов, которые заселили Европу более 40 тысяч лет назад, при этом остается малоизученным из-за нехватки образцов. Ученые из Института истории человека Макса Планка (Германия), Пизанского (Италия) и Оксфордского университетов (Великобритания), а также Карлова университета (Чехия) проанализировали геном черепа женщины, найденной в местечке Злата Кун в Чехии.

В результате им удалось получить, вероятно, самый старый реконструированный геном современного человека. Эта женщина — представитель той популяции сапиенсов, которые существовали до разделения предков европейцев и азиатов. Об этих людях известно очень мало. Возраст черепа — порядка 45 тысячи лет, и он был обнаружен еще в 1950-х, после чего хранился в Национальном музее в Праге.

Как показал анализ, сегменты неандертальской ДНК у женщины из Златы Кун намного длиннее. Причем не только по сравнению с современными людьми, но и с усть-ишимским человеком, жившим около 45 тысяч лет назад в Сибири. Он считается древнейшим представителем сапиенсов за пределами Африканского континента, хотя, возможно, женщина из Златы Кун на несколько сотен лет старше него.

В результате секвенирования генома выяснилось, что она жила примерно на две тысячи лет позже смешения людей современного вида с неандертальцами. И ее реконструированный геном на сегодня, похоже, самый древний воссозданный геном Homo sapiens из Европы.