22 марта

Следы зубочистки указали, что неандертальцы заботились о гигиене полости рта

4.4

Неандертальский зуб сохранил бороздки, оставленные зубочисткой, в очередной раз показывая, что забота о здоровье зубов была распространена даже у наших давно вымерших родственников.

3D-модель премоляра неандертальца
3D-модель премоляра неандертальца / ©M. Binkowski

В 2010 году при раскопках пещерной стоянки древних людей на территории Польши ученые обнаружили два неандертальских зуба: верхний премоляр и третий нижний моляр («зуб мудрости»). С тех пор они хранятся в Археологическом музее в Кракове, а недавно находку детально исследовала команда антропологов во главе с Виолеттой Новачевской (Wioletta Nowaczewska) из Вроцлавского университета.

Радиоуглеродный метод датировал находку возрастом около 46 тысяч лет. Хорошая сохранность образцов позволила реконструировать их детальные 3D-модели, подтвердив принадлежность неандертальцам по морфологии и внутреннему строению. На неандертальское происхождение указал и анализ митохондриальной ДНК — об этом Новачевская и ее коллеги пишут в статье, опубликованной в Journal of Human Evolution.

3D-модель моляра: в правой части видны бороздки, оставленные зубочисткой / ©M. Binkowski

Никаких зубных патологий замечено не было, ученые обнаружили, что на зубе мудрости сохранились характерные бороздки — следы частого использования зубочистки. Подобные следы несколько лет назад выявили и у останков неандертальцев из Испании. Вместе с новыми результатами они свидетельствуют о том, что определенная гигиена полости рта была распространена среди наших вымерших родственников.

В пещере также обнаружили каменные орудия микокской индустрии, характерной для местных жителей среднего палеолита, а также десятки фрагментов костей животных, обитавших в тундростепи на востоке современной Европы.