09.03.2021
2 578

Неандертальцы исчезли из Европы раньше, чем предполагалось

5.2

Новое радиоуглеродное датирование ученых из Бельгии, Нидерландов, Германии и Великобритании показало, что последние неандертальцы исчезли из Европы на тысячи лет раньше, чем считалось до этого.

Неандертальцы исчезли из Европы раньше, чем предполагалось / ©Getty images

Работа опубликована в Proceedings of the National Academy of Sciences. Вопрос о том, когда исчезли неандертальцы, широко обсуждается в палеоантропологической науке. Более ранние исследования при помощи радиоуглеродного датирования поместили последних представителей «параллельного» человечества, выживших в Северо-Западной части Европы (на территории нынешней Бельгии), в диапазон 23 880 плюс-минус 240 лет назад.

Но некоторые ученые сомневались в подлинности этих датировок в связи с техническими аспектами проведения радиоуглеродного анализа (например, загрязнения почвы). Точное же знание о том, когда именно вымерли неандертальцы, считается ключевым в понимании природы и способностей этого вида людей, а также ответа на вопрос, почему они все-таки исчезли, а наши предки — нет.

Останки верхней и нижней челюсти неандертальца из пещеры в Бельгии, с которыми работали ученые / ©phys.org

Ученые из Оксфордского (Великобритания), Ленденского (Нидерланды) и Льежского (Бельгия) университетов, а также Института эволюционной антропологии Макса Планка (Германия) решили уточнить датировки и провести новое радиоуглеродное датирование, разработав, по их словам, более надежный метод подготовки образцов, который позволяет эффективнее очищать загрязняющие вещества. Они взяли образцы костей неандертальцев одной из пещер в Бельгии и проанализировали его, предварительно очистив от инородных включений при помощи нового метода.

Так, ученым удалось показать, что плечевая кость неандертальца из бельгийской пещеры, которую анализировали предыдущие исследователи, была сильно загрязнена ДНК крупного рогатого скота. Палеоантропологи предполагают, что это произошло в результате использования клея, который применяли для восстановления кости (его изготовили при помощи бычьего коллагена).

В результате проведения нового радиоуглеродного датирования ученые установили, что с вероятностью более 95 процентов неандертальцы исчезли из Северо-Западной Европы в период между 44 200 и 40 600 лет назад, то есть намного раньше, чем предполагали до того.