06.01.2023
6 894

Охотники-собиратели пользовались лунным календарем еще 20 тысяч лет назад

4.9

Авторы нового исследования утверждают, что непонятные черточки на рисунках верхнего палеолита — это протописьменность, которая помогала нашим предкам выживать в условиях ледникового периода.

Этому рисунку, найденному в пещере на севере Испании, примерно 23 тысячи лет / ©Henri Breuli / Автор: Ptolemocratia Acerronius

К сегодняшнему дню наскальные рисунки разных периодов найдены примерно в 400 пещерах на территории Европы и Британских островов. Самые древние из них датированы возрастом около 42 тысяч лет. В основном это непонятные нам абстрактные фигуры. Еще есть несколько более древние символические рисунки, приписываемые неандертальцам, но их статус как живописи на сегодня все еще не ясен.

Уверенно можно говорить, что около 37 тысяч лет назад жители Европы начали рисовать животных. Грациозные лошади и отпечатки ладоней — вот та картина, которую мы обычно связываем с палеолитическим пещерным искусством. Но не все так просто.

Какую информацию несут эти линии, нарисованные или выгравированные рядом с изображениями животных? / ©Bennett Bacon et al.

Примерно 20 тысяч лет назад люди, жившие в Европе, начали дополнять рисунки животных непонятными линиями, точками и Y-образными символами. Авторы работы, опубликованной в Cambridge Archaeology Journal предположили, что эти кажущиеся абстрактными точки и линии, расположенные рядом с изображениями животных, на самом деле представляют собой сложную систему протописьма, которая показывает понимание людьми того времени сезонов размножения важных местных видов.

Люди европейского верхнего палеолита были охотниками-собирателями, которые ели много мяса таких видов животных, как лошади, олени и бизоны. Когда эти животные сезонно собирались в стада, они были уязвимы для человека. Умение вычислять сезоны размножения в такой ситуации становилось весьма полезным. Авторы нового исследования считают, что охотники-собиратели обладали не только им, но и умели записывать результаты своих вычислений.

Рассматривая общее количество знаков (точек и линий), найденных в сотнях пещер, исследователи обнаружили, что все они делятся на серии, и ни одна из серий не содержит более 13 знаков, что соответствует 13 лунным месяцам в каждом году. «Мы предполагаем, что эти серии передают информацию о поведении животных в те или иные месяцы», — пишут авторы. Они отмечают, что весна «с ее очевидными сигналами об окончании зимы и соответствующими миграциями фауны в места размножения» могла стать точкой отсчета для лунного календаря.

Всего авторы изучили более 800 таких серий меток, которые окружали изображения того или иного животного. По их словам, они обнаружили сильную корреляцию между количеством меток и лунными месяцами, в которые конкретные виды животных спариваются.

Развивая свою гипотезу, ученые сосредоточили внимание на Y-образном знаке, который, по их мнению, относится к определенному событию в жизненном цикле животного. Аналогичный статистический анализ подтверждает их вывод о том, что расположение Y-образного знака в каждой серии знаков сигнализирует о сезоне родов у того или иного вида животных.

Y-образный символ, по мнению авторов работы, отмечает месяц родов животного / ©Bennett Bacon et al.

Кроме того, авторы считают, что некоторые знаки могли нести информацию о вероятности и частоте того или иного погодного явления, например снегопадов или гроз. «Способность присваивать абстрактные знаки явлениям окружающего мира, фиксировать прошлые события и предсказывать будущие была глубоким интеллектуальным достижением», — сказано в работе.

Исследователи также предполагают, что такая система записи может быть истолкована как средство письма или, возможно, протописьменная система. Если их выводы верны, то это образцы самой ранней формы письменности у Homo sapiens. В заключение они отмечают, что предстоит проделать большую работу по изучению настенного искусства — все еще есть знаки, которые до сих пор не расшифрованы.

Выводы авторов работы как минимум в отношении протописьменности представляются несколько преждевременными. В то же время этнографы фиксировали наличие лунного календаря у ряда племен охотников-собирателей близкого к нам времени. Так почему бы ему не существовать палеолитической Европе?