Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Падение кометы могло сократить население Европы вдвое
Международная группа ученых попробовала определить, насколько сократилось население Европы 12,7 тысячи лет назад, когда на планете внезапно наступило тысячелетнее похолодание. Оказалось, население континента какое-то время составляло считаные тысячи человек.
Приблизительно 14-15 тысяч лет назад на Земле стало быстро теплеть, климат за тысячу лет подошел к значениям середины XX века. Однако 12,7 тысячи лет назад что-то произошло, и средние температуры опять резко упали, еще на тысячу лет вернувшись почти к значениям последнего ледникового максимума. Эту эпоху называют «поздний дриас» — в честь цветка, который тогда распространился по равнинам Европы, а сегодня встречается в основном высоко в горах.
Причины столь резкого похолодания до сих пор оспаривают: традиционная трактовка («остановка Гольфстрима», точнее — АМОЦ) трудно совместима с фактами. Ряд исследователей предположили, что дело — в падении кометы позднего дриаса. Но, как часто бывает с такими гипотезами, большинство коллег ее не переносят (аналогично было с гипотезой о вымирании динозавров из-за астероида).
Авторы новой научной работы, опубликованной в журнале PLOS One, решили уточнить другой вопрос: насколько сильно сократилось население Европы после климатического перелома 12,7 тысячи лет назад. Для этого они обобщили все известные археологические данные по эпохе и пришли к достаточно необычным выводам.
Археологические данные, по определению, неполны: многие явления не находят в них отражения. Стоянки людей на открытой местности почти никогда не находят, хотя они были частыми, а вот пещерные обнаруживают часто (там лучше сохраняются следы), хотя их в древности было меньше. Поэтому судить по находкам археологов о численности древнего населения напрямую нельзя. Чтобы разобраться в древней демографии, используют обходные методы: анализируют число стоянок, делают поправки на то, что многие из них не обнаружены, моделируют число людей на стоянках разных типов и так далее.
На этот раз ученые включили в анализ 635 тысяч квадратных километров той части Европы, что была свободна от ледника перед поздним дриасом. На этой площади есть 1220 точек пребывания древних людей, установленных археологически и датированных теплым периодом до позднего дриаса. А вот когда он наступил, число уменьшилось до 625 точек со следами людей из этого периода. В значительной части ареала стоянки вообще исчезли.
Для теплого периода общее число европейцев в обследованной зоне — 8100 человек, с разбросом от 4800 до 14 300 (оба крайних значения намного менее вероятны, чем медианное). Для позднего дриаса численность падает до 4250 человек — с крайними значениями в 2200 и 8800.
Само по себе такое снижение далеко не беспрецедентно: 25-29 тысяч лет назад, во время наступления последнего ледникового максимума, население Европы сократилось еще сильнее — втрое. По генетическим данным, часть популяций тогда вообще исчезла, не оставив потомков. Но особенностью позднего дриаса было то, что плотность населения падала не равномерно, как 25-29 тысяч лет назад, а с разной скоростью. Западная часть Европы потеряла больше населения, чем восточная.
По оценкам исследователей, в северо-западной части Европы устойчивые положительные летние температуры держались только два месяца в году, а в восточной — три. Стремительный сдвиг людей с запада на восток в таких условиях вполне ожидаем. Кроме, собственно, температур, был и другой важный, связанный с ними фактор.
Масштабное похолодание всегда ведет к уменьшению количества осадков. Уровень грунтовых вод должен был понизиться, во многих местах это означало исчезновение рек, то есть и источников пресной воды. Кроме того, похолодание массово убивает растительность, из-за чего мелкие частицы грунта легко переносятся ветром. Песок на поверхности позволяет и без того неизобильным грунтовым водам легко уходить вниз. Травоядные явно мигрировали оттуда в места, где хоть какие-то реки сохранялись, — и часто это было в восточной части Европы.
Среди тезисов ученых есть и те, что вызывают сомнения. Так, они считают частью причин падения численности людей извержение Лахер-Зе в Германии. Но оно хорошо датировано 13,0 тысячи лет назад (и исследователи согласны с этой датой). Сокращение населения Европы произошло на три века позже — после начала позднего дриаса 12,7 тысячи лет назад.
При этом авторы оставили в стороне свидетельства масштабных пожаров в Северном полушарии в момент наступления позднего дриаса. По имеющимся оценкам, тогда выгорела четверть всей покрытой растительностью суши в Северной Америке, Европе и на Ближнем Востоке. Сторонники кометно-астероидной версии позднего дриаса объясняют эти пожары разлетом обломков падавших небесных тел.
При падении крупного объекта на Землю он выбивает обломки, часть из которых вылетает в космос, но не набирает достаточно высокой скорости, чтобы остаться там. В итоге они возвращаются через атмосферу, по пути разогреваясь до высоких температур, и могут поджечь траву. Как уже отмечал Naked Science, существует мнение, что эти события отражены в фольклоре множества народов Северной Америки.
В Бразилии проживает более 200 миллионов человек, немалую долю которых занимают потомки иммигрантов. Колонизация с XV по XX века считается самым масштабным переселением народов в истории. Порядка пяти миллионов человек переселились туда из Европы. Столько же насильно переместили с Африканского континента. Сегодня бразильцы — это наиболее генетически разнородная нация, и одна из самых малоизученных. Поэтому неудивительно, что новая работа по результатам полногеномного анализа населения принесла целый ряд открытий.
Физики долго не могли определиться, является ли висмут топологическим материалом. Детальное исследование показало, что ученым стоит передоговориться о терминах.
В современном мире многие считают личный автотранспорт необходимостью. Однако отдельные семьи сознательно выбирают жизнь без автомобиля, причем делают это не из финансовых или экологических соображений, как можно было бы ожидать, выяснили израильские ученые.
На Большом адронном коллайдере ученые почти сталкивали на высоких скоростях ядра свинца и получили при этом следовые количества золота. Исследователи собрали данные об этом процессе на детекторе ALICE.
Предполагается, что следы внеземного разума удастся обнаружить по гипотетическим астроинженерным сооружениям, которые космические цивилизации могут возводить вокруг своих звезд для сбора энергии. Современные научные инструменты теоретически позволяют открыть такие объекты, но ученые их не находят. Почему? Существует несколько вариантов ответа, недавно еще один дал астроном из проекта Breakthrough Listen.
Новые данные от сейсмостанции Mars InSight показали, что на глубине пяти-восьми километров под поверхностью Красной планеты может скрываться жидкость общим объемом намного больше Северного Ледовитого океана. Наличие там воды считают единственным реалистичным объяснением.
Да, с волосами и люком все так. У космонавта Суниты Уильямс волосы на МКС плавали свободно, а у Кэти Пэрри и прочих в полете 14 апреля 2025 года — нет. Но это не значит, что суборбитального космического полета первого чисто женского экипажа не было или что он был инсценировкой. Причем, в общем-то, чтобы понять это, даже не нужно обладать специальными знаниями.
Мощнейшее отключение электроэнергии за последние 20 лет истории Европы случилось уже неделю назад, а испанские власти пока так и не объявили о его причинах. Это логично: как мы покажем ниже, ответ на вопрос, кто виноват, получится очень неполиткорректным. И, более того, противоречащим линии правящей в Испании партии. Но мы живем за тысячи километров от нее, поэтому можем себе позволить аполитичный анализ случившегося. Так что же произошло на самом деле и каковы наши шансы увидеть подобное у себя дома?
Инженеры компании UST Inc. разработали передовой рельсовый беспилотник, способный передвигаться на скорости до 500 километров в час. Юнибус U5-75304 предназначен для перевозки пассажиров и может в перспективе заменить среднемагистральную авиацию. Давайте узнаем, как конструктивные особенности обеспечивают продолжительное движение на больших скоростях, комфорт и безопасность пассажирам.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
ПонятноИз-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
ПонятноНаши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
ПонятноМы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
ПонятноМы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии