11.11.2021
2 346

Современное изменение климата оказалось резче, чем при падении астероидов и комет

5.5

Впрочем, новая работа игнорирует ряд более ранних, показавших, что скорость изменения температур после кометной бомбардировки 12 800 лет назад была выше, чем сегодня.

Американские ученые суммировали данные по соотношению изотопов различных элементов в морских отложениях за последние 24 тысячи лет. По соотношению этих изотопов они оценили скорость и размах изменения температур за указанный период. Получилось, что ледниковый период был еще холоднее, чем считали ранее, со средней по планете температурой всего плюс 7 °C. Но самый неожиданный вывод работы в другом: согласно ей современное потепление климата — самое быстрое его изменение за последние десятки тысяч лет. Соответствующая работа опубликована в Nature.

По словам авторов исследования, к XVIII веку на планете было на 7,0 ± 1,0 °C теплее, чем 24 тысячи лет назад, на пике прошлого оледенения. Эта оценка отличается от прежних, согласно которым ледниковый период был лишь на 6 °C холоднее доиндустриальной эпохи. Хотя разница кажется небольшой, на деле она значительна: плюс 7 °C близки к границе, ниже которой планета рискует сваливанием в состояние «Земли-снежка», то есть полного оледенения во всех зонах, включая тропические. В случае достижения такого состояния вся сложная сухопутная жизнь рискует погибнуть, а самостоятельное «размораживание» планеты в обозримые сроки становится невозможным. Такая фаза, согласно опыту эпохи криогений, может длиться многие миллионы лет —выходит, в последний ледниковый период наш мир почти вошел в нее.

Из новой работы получается, что в позднем дриасе не было резкого скачка средних температур на планете на целые градусы, как считалось ранее. Отчего тогда Европа за десятки лет снова стала тундрой? На этот вопрос в работе нет ответа / Matthew B. Osman et al.

Другой интересный вывод работы: ее авторы считают, что от 9,5 тысячи лет назад и до XVIII века шло медленное, но явное потепление — на 0,5 °C. Это очень странно: до сих пор считалось, что четыре-девять тысяч лет назад на планете был голоценовый климатический оптимум с температурами на градус выше нынешних. Именно этим объясняли тот факт, что тайга в ту пору доходила до Северного ледовитого океана, а тундра не существовала. Им же объясняли то, что на месте пустыни Сахары находились обширные саванны, ныне превратившиеся в пески. Если новая работа верна, получается, что более теплый север Евразии и влажная Сахара имеют какие-то другие причины — на сегодня совершенно загадочные. Авторы не предлагают никаких объяснений того, как отмена ими голоценового климатического оптимума стыкуется с тайгой на побережье Северного океана или саванной на месте Сахары.

А вот так историю климат Земли представляли себе до новой работы. Хорошо видна огромная резкость скачка температуры в конце ледникового периода, а затем еще и в начале и конце позднего дриаса / ©Wikimedia Commons

Большое впечатление производит и тот факт, что, согласно работе, рост глобальных температур на один градус в последние 100 лет — самое быстрое изменение температур за последние 24 тысячи лет. Ранее считалось, что 12 800 лет назад, после падения кометы (или серии комет) на поверхность Земли и последующей «кометной зимы», температуры менялись быстрее, чем в наши дни.

Например, это следует из того, что буквально за считаные десятки лет растительность Западной Европы, до того напоминавшая современную, внезапно сменилась на тундровую. Если новая работа верна, получается, изменения температур в мире в целом в этом период были незначительны. Как это стыкуется с лавинообразным падением температур в Европе и Северной Америке — исследователи не поясняют.

В связи с резким противоречием их заявлений комплексу данных стоит ожидать выхода дополнительных работ, которые попытаются оспорить выводы новой.