22 ноября

Европейцы претерпели генетическую эволюцию за последние тысячелетия

5.2

Ученые нашли доказательства эволюционных изменений европейцев за последние две-три тысячи лет. Они обнаружили три признака у жителей Европы, на которые действует постоянное давление естественного отбора.

Европейцы претерпели генетическую эволюцию за последние тысячелетия / ©Getty images

Характеристика естественного отбора сложных признаков важна для понимания эволюции человека. Ученые из Шанхайского университета (Китай) провели сравнительное исследование современных британцев с людьми, жившими по всей Европе несколько тысяч лет назад. Целью было понять, как естественный отбор повлиял на европейцев за это время. Работа опубликована в журнале Nature Human Behavior.

Ученые проанализировали данные Биобанка Великобритании. Кроме этого, они изучили генетический материал, извлеченный из останков людей, живших на территории Европы в течение последних тысяч лет. После этого команда отобрала 870 полигенных признаков и попыталась количественно оценить сигналы отбора. Эти признаки связаны с определенными генами и фенотипом, и их сравнили с генами жителей Европы в прошлом.

Изучив данные, исследователи пришли к выводу, что эволюционный отбор работает в 755 генах, связанных с признаками, которые сформировались за последние две-три тысячи лет. Они включали определенную пигментацию кожи, особенности питания (потребление питательных веществ) и размеры тела. Выяснилось, что все три признака находятся под почти постоянным давлением отбора, а это приводит к непрерывным изменениям в геноме.

Изменение пигментации кожи было вполне ожидаемым, ведь известно, что у ранних мигрантов в Европу кожа была темная, но в отсутствие интенсивного солнечного света она со временем посветлела. Ученые также обнаружили изменения, связанные с потреблением витамина D, регулированием температуры тела и его размеров. Подобные вещи, как полагают исследователи, были вызваны различными погодными переменами.

При этом оказалось, что некоторые из ожидаемых изменений не произошли. Так, например, генетические корреляты воспалительных заболеваний кишечника и нервной анорексии видоизменились несильно. Ученые подчеркивают, что это лишь предварительные результаты и нуждаются в дальнейшей оценке.

25 ноября