18.11.2021
3 638

Генетики установили, когда индоевропейцы-степняки пришли в Южную Иберию

4.1

Четыре с половиной тысячи лет назад население Пиренейского полуострова росло. Люди строили города и делали украшения из золота и серебра. А потом все бросили.

Укрепленное поселение Ла-Бастида (Мурсия, Испания). Это одно из самых больших поселений культуры Эль-Аргар / ©ASOME-UAB

Середина третьего тысячелетия до нашей эры на Пиренейском полуострове — время медного века. Все находки того периода говорят нам о значительном демографическом росте. Специалисты отмечают разнообразие поселений и укреплений, монументальных погребальных сооружений, а также «мегаполисов» (по меркам тех времен) площадью более 100 гектаров — разумеется, не сплошной застройки, а так называемой рваной, но тем не менее относящейся к одной агломерации. А во второй половине тысячелетия случилась депопуляция, люди достаточно быстро оставляли мегаполисы и укрепленные поселения. Что произошло?

Около 2200 года до нашей эры на юго-востоке полуострова появилось сообщество людей, которое мы сейчас относим к археологической культуре Эль-Аргар (ранний бронзовый век). Ее характерные особенности — большие укрепленные поселения на вершинах холмов, своеобразная керамика, достаточно необычное оружие, бронзовые, серебряные и золотые артефакты. Кроме того, именно к аргарской культуре относят первые внутригородские захоронения.

Международная группа под руководством ученых из Автономного университета Барселоны (Испания) и институтов общества Макса Планка по изучению истории человечества (Йена, Германия) и эволюционной антропологии (Лейпциг, Германия) проанализировала ДНК 136 древних иберийцев, живших в период с 3000 по 1500 год до нашей эры. Результаты исследования опубликованы в журнале Science Advances. Авторы работы попробовали связать данные о геноме древних жителей Пиренейского полуострова со сдвигами в численности населения и крупными социальными изменениями того периода.

На карте голубым цветом обозначена область распространения аргарской культуры в раннем бронзовом веке / ©Villalba-Mouco V. et al.

Достаточно давно известно, что так называемые степные предки, распространившиеся по Европе в третьем тысячелетии до нашей эры, достигли северной части Пиренейского полуострова около 2400 года до нашей эры. Но не было понятно, как далеко они продвинулись на юг. В новой работе ученые выяснили, что все доисторические люди периода аргарской культуры несут гены этих предков, в то время как предшествовавшие им люди эпохи энеолита (местной «городской» культуры медного века) — нет.

Основная часть генома говорит о том, что люди бронзового века представляли собой смесь местных иберийских предков эпохи энеолита и меньшей части пришлых предков с европейского материка. А Y-хромосомные гаплогруппы, наследуемые по отцовской линии, показывают, что эти предки — степняки, генетические следы которых заметны и в других частях Европы (и Азии) в III-II тысячелетиях до нашей эры. Обычно эти степные народы считают индоевропейцами.

Причем, как только появляется Y-хромосома степняков, резко снижается разнообразие других Y-хромосом. «Причины этого исчезновения прежнего разнообразия все еще трудно объяснить», — говорит Кристина Риуэтэ Эррада (Cristina Rihuete Herrada), соавтор исследования.

Возможных сценариев довольно полного замещения населения не так много: либо война и геноцид, либо эпидемии с вымиранием или миграцией автохтонного населения. Очевидно, кроме генома, степняки принесли и свою материальную культуру, и особенности социальных отношений. Скорее всего, именно так сформировалась аргарская археологическая культура.

Другую часть генов, которые ученые нашли у представителей аргарской культуры, можно проследить до Центрального и Восточного Средиземноморья и Западной Азии. Вообще, гипотезу о средиземноморских корнях культуры Эль-Аргар высказывали и раньше. Например, в 2013 году археологи из Автономного университета Барселоны обнаружили монументальное укрепление аргарского поселения Ла-Бастида в Мурсии. И некоторые найденные там архитектурные элементы выглядели прямым заимствованием из Восточного Средиземноморья.

Сейчас же генетики говорят, что средиземноморская линия прослеживается на Пиренеях вплоть до 1500 года до нашей эры (возможно, и позднее, но исследователи не затрагивают в своей работе последующий период).

Итак, появляется Эль-Аргар, население растет, люди строят укрепленные поселения, устраивают кладбища внутри городской черты, развивают агломераты — но вдруг через какое-то время все это бросают. И численность населения падает.

«Был ли генетический сдвиг вызван миграцией групп из Северной и Центральной Иберии или виновато ухудшение климата, которое затронуло Восточное Средиземноморье около 2200 года до нашей эры, — вопрос на миллион долларов, — отметил другой соавтор исследования профессор Роберто Риш (Roberto Risch) из Автономного университета Барселоны. — Было бы глупо думать, что все это можно объяснить простой однофакторной моделью. Хотя временное совпадение поразительно, но, вероятно, многие факторы сыграли свою роль».

Одним из таких факторов могли быть пандемии, например ранней формы чумы, следы которой найдены в других регионах Европы и датированы примерно этим периодом. Хотя ее пока не обнаружили непосредственно в Южной Иберии, болезнь вполне могла стать причиной перемещения или даже исчезновения некоторых популяций в этом регионе.