• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку

Этот пост добавлен читателем Naked Science в раздел «Сообщество». Узнайте как это сделать по ссылке.

Технологии победы: почему фашисты так и не разгадали секрет «Катюши»

Когда боевое орудие было представлено на испытательном полигоне, то его никто серьезно не воспринял. Комиссия даже посмеялась над изобретением, не веря в его эффективность. И зря.

© avatars.dzeninfra.ru
© avatars.dzeninfra.ru

Боевая установка «Катюша» — культовое оружие времен Великой Отечественной войны. Она появилась в 1941 году и при применении производила сильнейшее психологическое давление на противника.

На тот момент такое не встречали нигде, кроме СССР. «Катюша» не была похожа ни на одно оружие, известное до этого. Внешне машина выглядела, как скрепленные рельсы, по которым ездят снаряды.

Во время испытаний из «Катюши» выпустили 24 снаряда. Результат поразил всех: каждая испытательная цель в очерченном квадрате мишени оказалась уничтожена. Комиссия сразу же утвердила и поставила на вооружение новую машину. «Катюшу» поставили на массовое производство вместе со снарядами. На поле боя поврежденные машины никогда не оставляли. Секрет установки тщательно оберегали и старались не допустить возможности перехода орудия к врагу как трофея. Но немцы все-таки смогли захватить установку.

© mtdata.ru
© mtdata.ru

Они были в недоумении, когда разобрали машину. Оказалось, что масса каждого снаряда превышала 40 килограмм. Для производства таких орудий необходима сложная и массивная производственная техника, которой у немцев не было.

Порох для оружия тоже был особенным. Его основу составляли нитроцеллюлоза и нитроглицерин. Производство велось поршневым способом при температуре в 900 градусов Цельсия.

Немцы знали, что подобное оборудование есть только в Англии. В СССР искомых немцами условий просто не существовало. Основой установки был пресс для макаронных изделий, дополненный согревающей шубой. Пресс выдавливал оболочку, делил на части и охлаждал ее.

Производство велось в непрерывном режиме. Десять минут перерыва приводили всю партию в негодность из-за того, что оболочка разрушалась из-за температурных воздействий. Для предотвращения разложения материала в состав добавляли центролит. Это вещество покупали в Румынии в довоенные времена. Позднее центролит заменили на аналогичный по свойствам состав. Им стал оксид магния.

Сложная схема изготовления с участием Англии и румынских составляющих так и не поддалась пониманию немецких специалистов, что помогло приблизить победу.

Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK

Комментарии

3 Комментария
"Производство велось поршневым способом при температуре в 900 градусов Цельсия." Сомнительная температура для нитроцеллюлозного пороха.
У немцев своя была.
    Александр, и даже несколько. Но они либо уступали по эффективности, либо не пошли в серию. Хотя Raketen-Vielfachwerfer внешне выглядели похоже и даже считались в чем-то лучше. Но то ли не успели, то ли не смогли скопировать в полностью.
Предстоящие мероприятия
12 сентября, 14:03
ТюмГУ

Исследования самодержавия могут пролить свет на феномен, исконно свойственный российской государственности, а значит, переосмыслить исторический путь России и выработку новых направлений развития, к такому выводу пришел ученый ТюмГУ.

11 сентября, 12:04
ПНИПУ

Все больше покупателей начинают отказываться от привычки делать покупки на маркетплейсах, а число новых продавцов на площадках практически не увеличилось. Аналитика показывает, что за первый квартал 2025 года — прирост селлеров составил всего 0,45% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В то же время, маркетплейсы активно расширяют сеть пунктов выдачи, особенно в регионах, где физическое присутствие всех брендов невозможно. Ученые Пермского Политеха рассказали, почему люди стали реже совершать покупки на маркетплейсах.

12 сентября, 12:14
Росатом

Ученые «Росатома» впервые в мире создали технологию, позволяющую извлекать сразу несколько платиновых металлов из растворов, образующихся при переработке отработавшего ядерного топлива: рутений, радий и палладий. Ранее такой технологии не существовало.

9 сентября, 11:03
Адель Романова

Третий известный межзвездный объект 3I/ATLAS летит примерно вдвое быстрее обоих своих предшественников. По расчетам, его вряд ли могло выбросить из родной планетной системы с подобной скоростью, и так разогнаться по пути он тоже не мог.

12 сентября, 14:03
ТюмГУ

Исследования самодержавия могут пролить свет на феномен, исконно свойственный российской государственности, а значит, переосмыслить исторический путь России и выработку новых направлений развития, к такому выводу пришел ученый ТюмГУ.

11 сентября, 12:04
ПНИПУ

Все больше покупателей начинают отказываться от привычки делать покупки на маркетплейсах, а число новых продавцов на площадках практически не увеличилось. Аналитика показывает, что за первый квартал 2025 года — прирост селлеров составил всего 0,45% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В то же время, маркетплейсы активно расширяют сеть пунктов выдачи, особенно в регионах, где физическое присутствие всех брендов невозможно. Ученые Пермского Политеха рассказали, почему люди стали реже совершать покупки на маркетплейсах.

9 сентября, 11:03
Адель Романова

Третий известный межзвездный объект 3I/ATLAS летит примерно вдвое быстрее обоих своих предшественников. По расчетам, его вряд ли могло выбросить из родной планетной системы с подобной скоростью, и так разогнаться по пути он тоже не мог.

12 сентября, 14:03
ТюмГУ

Исследования самодержавия могут пролить свет на феномен, исконно свойственный российской государственности, а значит, переосмыслить исторический путь России и выработку новых направлений развития, к такому выводу пришел ученый ТюмГУ.

11 сентября, 12:04
ПНИПУ

Все больше покупателей начинают отказываться от привычки делать покупки на маркетплейсах, а число новых продавцов на площадках практически не увеличилось. Аналитика показывает, что за первый квартал 2025 года — прирост селлеров составил всего 0,45% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В то же время, маркетплейсы активно расширяют сеть пунктов выдачи, особенно в регионах, где физическое присутствие всех брендов невозможно. Ученые Пермского Политеха рассказали, почему люди стали реже совершать покупки на маркетплейсах.

[miniorange_social_login]
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Закрыть
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно