Этот пост добавлен читателем Naked Science в раздел «Сообщество». Узнайте как это сделать по ссылке.

«Луна-25» впервые сфотографировала лунную поверхность

На снимке запечатлена обратная сторона Луны, причем та ее часть, что весьма близка к богатому водным льдом Южному полюсу.

Снимок, сделанный российским аппаратом с высоты 100 километров / ©«Роскосмос»

Российская миссия «Луна-25» сделала снимок кратера Зееман, на 75-м градусе южной широты и 135-м градусе западной долготы Луны. Это на ее обратной стороне, которая из-за приливного захвата никогда не видна с Земли.

Кратер Зееман — крупный и старый. При диаметре в 187 километров его глубина — три километра. От возраста, близкого к 3,9 миллиарда лет, вал вокруг уже сглажен, а внутренний склон покрыт террасовидными структурами и имеет сильно разную ширину в разных частях. В отдельных местах вал все еще поднимается высоко — до 1,9 километра над окружающей поверхностью.

С севера кратер частично перекрыт более молодыми кратерами Зееман Y и E. На северо-западе находится крупная гора, высота которой над дном чаши — 7,57 километра, над местностью вокруг кратера — четыре километра. Это одна из самых высоких гор на Луне, причем ее природа неясна: гора располагается не в той точке кратера, где обычно образуются постударные горы. Собственный же вулканизм на Луне очень умеренный, поэтому происхождение пика до сих пор смущает ученых.

«Луна-25», снявшая кратер, сейчас вращается вокруг естественного спутника Земли по круговой орбите. При этом для съемок она использует камеры СТС-Л — те же, которыми должна снимать местность в районе посадки своего спускаемого аппарата.

Снимок кратера Зееман целиком, .с большей высоты, ранее сделанный аппаратом NASA «Клементина» /  ©Wikimedia Commons

В выборе объекта съемки есть определенный символизм. Первое в мире изображение обратной стороны Луны было получено в октябре 1959 года советской автоматической станцией «Луна-3». «Луна-25» — первый постсоветский аппарат, который России удалось вывести на орбиту вокруг другого небесного тела.

Кроме снимка в видимом диапазоне, «Луна-25» провела наблюдения с помощью приборов АДРОН-ЛР и ПмЛ, АРИЕС-Л. Благодаря им она измерила потоки гамма-фотонов на окололунной орбите и нейтронов, отражающихся от поверхности Луны. Кроме того, аппарат зафиксировал параметры окололунной космической плазмы и газопылевой экзосферы на окололунной орбите. Наш большой материал о первой постсоветской российской миссии к Луне можно прочитать здесь.