Этот пост добавлен читателем Naked Science в раздел «Сообщество». Узнайте как это сделать по ссылке.
Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
В НИУ ВШЭ создали интерактивную карту истории рок-музыки в Екатеринбурге
Сейчас на ней почти 80 памятных мест и локаций, связанных с историей Свердловского рок-клуба. Используя карту можно обойти Екатеринбург и посмотреть, где выступали и записывали альбомы «Чайф», «Наутилус Помпилиус» и «Смысловые галлюцинации».
Историки и социологи из НИУ ВШЭ совместно с редакцией научно-образовательного портала IQ.HSE создали интерактивную карту рок-мест Екатеринбурга. Всего на ней почти 80 аннотированных геометок — памятников певцам и поэтам, репетиционных баз, мест съёмок клипов и ранних фильмов Алексея Балабанова, в которых в качестве массовки и в эпизодических ролях принимали участие многие известные музыканты, а также клубов и домов культуры, где проходили фестивали и концерты. В основу карты легли собранные в 2019 году в рамках проекта «Открываем Россию заново» более 100 интервью с очевидцами и участниками рок-движения 1960-2010-х годов, историками рок-музыки, документальные свидетельства и специализированные издания о русском роке.
Интерактивная карта истории рок-музыки Екатеринбурга в памятниках, домах и пространствах
В 1970-1980-х годах Свердловск, наравне с Ленинградом и Москвой, был одним из ведущих центров развития рок-культуры в СССР. В те годы рок звучал повсюду — в квартирах, парках, барах и даже в филармонии. Многие свердловские исполнители — от Владимира Мулявина (будущего худрука «Песняров») до групп «Урфин Джюс», «Наутилус Помпилиус» (в особенности фронтмена Вячеслава Бутусова и поэта Ильи Кормильцева) и «Чайф» — стали известны во всём Союзе. Даже спустя 40-50 лет они до сих пор на слуху.
В 1990-2000-х Екатеринбург вновь настиг Ренессанс русского рока. Появились новые дерзкие коллективы — «молодая шпана, что сотрёт нас с лица земли», как перепевал в то время Владимир Шахрин песню Бориса Гребенщикова. Среди них: «Курара», «Сансара», «Смысловые галлюцинации» и Юлия Чичерина. Два последних коллектива получили огромную популярность с выходом в 2000-м году саундтрека к фильму Алексея Балабанова «Брат 2». И все постоянно ротировались на волнах «Нашего Радио» в 2000-х.
Однако, несмотря на все достижения и сформированный огромный культурный пласт, в наше время свердловская рок-площадка ушла на второй план — внимание как учёных, так и широкой публики больше привлекала рок-культура Ленинграда. Исследовательская группа студентов и преподавателей НИУ ВШЭ одними из первых сделали научное описание истории свердловского рока. В ходе исследования в июле 2019 года они организовали экспедицию в Екатеринбург, где провели интервью с музыкантами разных поколений, журналистами, кураторами выставок и сотрудниками городских музеев и культурных центров.
Как отмечает одна из исследовательниц Александра Колесник: «Карта — логическое продолжение нашей экспедиции. Мы тогда поехали изучать музыкальную географию Екатеринбурга: как места, связанные с памятью о Свердловском рок-клуба, так и современные музыкальные локации. В ходе работы сразу стало понятно, что нужно делать карту, потому что накопился большой массив информации о многих местах, прямая речь очевидцев о связанных с ними событиях».
Исследовательницы описали практически все значимые для отечественной рок-культуры места Екатеринбурга — от домов культур и баров до жилых домов, в которых свердловские рок-музыканты устраивали репетиционные базы и записывали свои альбомы.
На сегодня эта интерактивная карта хороший пример научного и одновременно медийного продукта в духе Digital Humanities — области знаний на стыке современных социально-гуманитарных наук и цифровых технологий. Кроме того, она послужит подспорьем для любого интересующегося русским роком туриста в Екатеринбурге, оживит и наполнит новыми смыслами знакомые места для самих жителей города.
В будущем исследователи также планируют выпустить и печатную версию карты. Работа над ней продолжается, поэтому приветствуются любые уточнения или информация о дополнительных рок-локациях Екатеринбурга.
Специфическая тревога из-за ненадежности цифровых образов реальности и иллюзии тотального контроля над действительностью получила название «аффект зомби». Заведующий кафедрой философии НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург Иван Микиртумов исследовал феномен в рамках проекта РНФ «Экзистенциальный опыт в цифровой среде».
С 2010-х в «Роскосмосе» говорили: будущая РОС сможет пролетать над полюсом, что даст ей возможности для новых научных экспериментов. Но вскоре после того, как в ноябре 2025 года Россия временно лишилась возможности запускать людей в космос, эта позиция изменилась. В результате запускать космонавтов с космодромов нашей страны станет довольно сложно.
Раскопки мастерской, погребенной в Помпеях почти 2000 лет назад, помогли археологам больше узнать о римских строительных технологиях, а именно — определить методы изготовления римского бетона и раскрыть секрет его долговечности.
С 2010-х в «Роскосмосе» говорили: будущая РОС сможет пролетать над полюсом, что даст ей возможности для новых научных экспериментов. Но вскоре после того, как в ноябре 2025 года Россия временно лишилась возможности запускать людей в космос, эта позиция изменилась. В результате запускать космонавтов с космодромов нашей страны станет довольно сложно.
Специфическая тревога из-за ненадежности цифровых образов реальности и иллюзии тотального контроля над действительностью получила название «аффект зомби». Заведующий кафедрой философии НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург Иван Микиртумов исследовал феномен в рамках проекта РНФ «Экзистенциальный опыт в цифровой среде».
Команда психолингвистов Центра языка и мозга НИУ ВШЭ обнаружила, что у подростков в возрасте 15–18 лет навыки фонологической обработки продолжают влиять на скорость чтения текстов. Это открытие опровергает убеждение, что к подростковому возрасту эти навыки уже не играют значимой роли в беглости чтения.
С 2010-х в «Роскосмосе» говорили: будущая РОС сможет пролетать над полюсом, что даст ей возможности для новых научных экспериментов. Но вскоре после того, как в ноябре 2025 года Россия временно лишилась возможности запускать людей в космос, эта позиция изменилась. В результате запускать космонавтов с космодромов нашей страны станет довольно сложно.
Позавчера, 27 ноября 2025 года, при запуске космонавтов к МКС на стартовую площадку № 31 упала кабина обслуживания стартового комплекса. Это означает, что новые пуски оттуда до починки невозможны. К сожалению, в 2010-х годах, в рамках «оптимизации» расходов, резервную площадку (с которой летал Юрий Гагарин) упразднили. Поэтому случилось беспрецедентное: в XXI веке страна с пилотируемой космической программой осталась без средств запуска людей на орбиту. Пока ремонт не закончится, проблема сохранится. Чем это может грозить?
Японские биологи повторили античную технологию производства вина из изюма, чтобы выяснить механизм его брожения. Исследователи показали, что сушеный виноград, в отличие от свежего, накапливает на поверхности дикие дрожжи и способен превращать воду в алкоголь без внесения дополнительных заквасок.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
Понятно
Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
Понятно
Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
Понятно
Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно

Последние комментарии