Сатурн в деталях: как много вы знаете о самой фотогеничной планете Солнечной системы - Naked ScienceNaked Science
23.06.2016, 14:27

Обладатель знаменитой системы колец и спутников-«пастухов» по праву считается одной из самых уникальных планет нашей системы. Этот газовый гигант с 2004 года находится под присмотром автоматической межпланетной станции «Кассини», благодаря которой мы с завидным постоянством узнаем о Сатурне что-нибудь новое.

5911_img004911
Представляем вашему вниманию 10 интересных фактов о Сатурне:

Если бы Солнце было размером со стандартную входную дверь, то Земля бы была приблизительно как монета в 5 центов, а Сатурн – размером с баскетбольный мяч. По свои размерам он уступает только Юпитеру.

Сатурн – шестая по порядку планета Солнечной системы. Он вращается на расстоянии примерно 1,4 млрд. км, или 9,5 АЕ от Солнца.

На переднем плане этого поразительного снимка красуется шестигранный вихрь вокруг северного полюса Сатурна, который по размерам вдвое больше Земли. На заднем фоне кадра – удивительные кольца газового гиганта / ©NASA

Один день на Сатурне равен 10,7 земным часам  (ровно столько времени необходимо планете, чтобы совершить один полный оборот вокруг своей оси). Год на Юпитере равен 29 земным годам, или же 10,756 дням (период обращения вокруг Солнца).

Сатурн классифицируется как газовый гигант, в связи с этим он не имеет твердой поверхности.

Газовые гиганты Солнечной системы –  Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун / ©NASA

Атмосфера Сатурна состоит в основном из водорода и гелия.

На сегодняшний день у Сатурна насчитывается 62 известных нам спутника. Абсолютный рекорд по этому показателю принадлежит Юпитеру, у которого их 67. Самый крупный спутник «окольцованной» планеты – Титан, который превосходит по своим размерам Меркурий и обладает единственной среди спутников Солнечной системы плотной атмосферой.

Спутники Сатурна Пандора и Прометей относятся к категории спутников-«пастухов», а их «охраняемым» объектом является кольцо F газового гиганта. Орбиты этих двух естественных спутников планеты неустойчивы и входят в резонанс друг с другом / ©NASA

Кольца,  состоящие главным образом из частичек льда, меньшего количества тяжелых элементов и пыли, являются неотъемлемой частью всех четырех газовых гигантов Солнечной системы. Однако самую зрелищную структуру (семь колец с несколькими пробелами и промежутками между ними) имеет Сатурн.

На «рандеву» с Сатурном отправлялись только четыре космических аппарата: «Пионер-11», «Вояджер-1», «Вояджер-2» и «Кассини». Последний аппарат уже более 10 лет занимается исследованием газового гиганта, его колец и спутников.

Сатурн не может поддерживать жизнь в том виде, в котором мы ее знаем. Тем не менее, на некоторых спутниках Сатурна условия для жизни более благоприятные.

Многие ученые считают, что шестой по размеру спутник Сатурна – Энцелад – наиболее пригодное для жизни место в Солнечной системе за пределами Земли. Быть может, в будущем путешествие на эту сатурнианскую луну не будет таким уж невозможным.  Титан – еще одна неплохая альтернатива для желающих побывать на спутнике какой-нибудь планеты. С Титана будет открываться великолепный вид на Сатурн / ©NASA/JPL

Впервые наблюдая Сатурн через телескоп в 1609–1610 годах, Галилео Галилей заметил странные объекты на каждой стороне планеты. Позже выяснилось, что эти объекты на самом деле являются кольцами Сатурна.