5 лекарств, спасших человечество
10.07.2015
2090

5 лекарств, спасших человечество

5 лекарств, спасших человечество - пенициллин, вакцина от бешенства, аспирин, эфир и инсулин.

iuuq_NV_00vqmpbe_SL_xjljnfejb_SL_psh0xjljqfejb0dpnnpot0d0dd0QfojdjmmjoQTBfeju_SL_kqh
Пенициллин

Одно из основных достижений медицины XX века (а по мнению некоторых экспертов, самое важное открытие тысячелетия), сделанное, как известно, по воле случая, когда сентябрьским днем 1928 года Александр Флеминг вернулся в свою лабораторию после летнего отдыха. Оказавшись на рабочем месте, он, вероятно, долго ругал себя за свою неопрятность: использованные чашки Петри с бактериями Staphylococcus aureus были не помыты и на них благополучно выросла колония плесневых грибов. Осмотрев чашки, Флеминг, однако, заметил, что бактерии вокруг грибов стали прозрачными из-за разрушения их клеток, то есть попросту погибли. Ученому удалось выделить разрушившее клетки бактерий вещество грибов, которое он назвал пенициллином, опубликовав работу по нему в 1929 году. Бактериолог недооценил свое открытие, поскольку полагал, что выделить открытый антибиотик будет очень трудно, и его работу продолжили Говард Флори и Эрнст Борис Чейн, которые разработали метод очистки пенициллина. Массовое же производство лекарства началось во время Второй мировой войны.

Александр Флеминг / ©Flickr

Вакцина от бешенства

6 июля 1885 года в лабораторию французского микробиолога Луи Пастера постучала заплаканная женщина. Женщина держала за руку ребенка. Из ее рассказа Пастер узнал, что несколько дней назад мальчика покусала бешеная собака. Для тех времен это означало смертный приговор. Но мать не хотела мириться с таким исходом и отправилась за тридевять земель, из Эльзаса в Париж к микробиологу, который стал известен тем, что разрабатывал вакцину от бешенства. Правда, до этого свои опыты он проводил исключительно на животных. Мальчуган стал первым человеком, на котором была протестирована вакцина от бешенства. Его удалось спасти, как и тысячи жизней по всему миру. Правда, долгое время метод лечения оставался пыточным: заразившемуся делали 40 уколов в живот. Сегодня ограничиваются шестью уколами. Институт Пастера был основан в 1887 году, а начал работу в 1888-м благодаря пожертвованиям обычных людей со всего мира, перечислявших деньги на исследования микробиолога.

Аспирин

«Таблетка от всего»: аспирин утоляет боль, снижает температуру и обладает противовоспалительным действием. Днем его открытия можно считать 10 августа 1897 года, когда немецкий химик Феликс Хоффман работал в своей лаборатории, пытаясь изобрести лекарство, которое избавило бы его отца от болей в суставах. Ацетилсалициловую кислоту удалось выделить из коры осины (на немецком название этого дерева звучит как аspe). Уже через два года аспирин появился в продаже. Позже было доказано, что «волшебная таблетка», помимо всех вышеперечисленных свойств, обладает также способностью снижать риск развития инфаркта миокарда, инсульта, тромбоза и рака.

«Таблетка от всего» / ©Flickr

Эфир

Любой, кому не посчастливилось попасть на операционный стол или на «прием» к зубному врачу до 1846 года, имел неплохие шансы умереть от болевого шока. Ведь раньше обезболивающими средствами были лишь молоток и дубина, с помощью которых человека «вырубали» на время операции. Эфир был открыт в XIII веке, но лишь в XVI-м его обезболивающие свойства изучил врач Филипп Парацельс. Впервые воспользовались открытием только в 1844 году, а первая операция под анестезией прошла 16 октября 1846-го. Тогда в бостонской клинике врач публично вырезал опухоль на шее у некоего Гилберта Эббота. Эту дату и можно считать днем рождения современной анестезии.

Инсулин

Этот гормон необходим каждому человеку. У здоровых людей инсулин вырабатывается поджелудочной железой в нормальном количестве, у больных же сахарным диабетом выработка инсулина нарушена: поджелудочная вырабатывает его либо слишком много, либо слишком мало. Об инсулине мир узнал благодаря русскому ученому Леониду Соболеву, который в 1901 году открыл функции этого гормона. Его работу продолжили канадцы – Фредерик Батинг и его юный ассистент Чарльз Бест. В 1921 году из поджелудочной железы собак (позже – телят) им удалось выделить инсулин практическим способом. А уже в следующем, 1922 году с помощью инъекции инсулина был впервые спасен больной сахарным диабетом – 14-летний Леонард Томпсон.