Кардиологи узнали, как сильно аспирин повышает риск сердечной недостаточности
Международная команда ученых на примере более чем 30 тысяч жителей Западной Европы и США оценила связь между возникновением сердечной недостаточности и приемом аспирина.
Прием аспирина — популярного препарата с обезболивающим, жаропонижающим и противовоспалительным действием — оказался связан с повышенным риском развития сердечной недостаточности, заявили ученые из Лёвенского католического университета (Бельгия), Фрайбургского университета (Германия), Университета Глазго (Шотландия), Имперского колледжа Лондона (Великобритания) и Университета Миссисипи (США). Результаты их исследования опубликованы в ESC Heart Failure, журнале Европейского общества кардиологов.
Сердечная недостаточность — клинический синдром, вызванный нарушением функции и структуры сердца. Из-за сопутствующих заболеваний и низкого сердечного выброса это состояние квалифицируется как протромботическое и требует начала приема антитромботических препаратов. Для профилактики сердечно-сосудистых заболеваний (ССЗ) назначают и аспирин, однако его использование при сердечной недостаточности до сих пор спорно. Авторы новой работы решили восполнить эти пробелы в знаниях и изучили, как употребление ацетилсалициловой кислоты влияет на возникновение сердечной недостаточности. В выборку вошли 30 827 человек (средний возраст — 66,8 года) из разных стран, у которых изначально этого синдрома не было.
В частности, исследование включало 10 451 (33,9%) женщин, 6640 (21,5%) диабетиков, 8144 (26,4%) курильщиков и 20 561 (66,7%) употреблявших алкоголь. При этом 874 (2,8%) человека перенесли инфаркт миокарда, у 8137 (26,4%) была ишемическая болезнь сердца, 2987 (9,6%) — инсульт, 343 (1,1%) — фибрилляция предсердий. Исходно 7698 (24,9%) участников принимали аспирин. Средний период наблюдения составил 5,3 года, в некоторых случаях он превышал 11 лет.
Связь между аспирином и сердечной недостаточностью выявляли после поправки на пол, возраст, индекс массы тела, наличие зависимостей (курение и употребление алкоголя), уровень артериального давления, частоту сердечных сокращений, содержание холестерина и креатинина, гипертонию, диабет, сердечно-сосудистые заболевания и прием ингибиторов ангиотензин-альдостероновой системы, блокаторов кальциевых каналов, диуретиков, бета-адреноблокаторов и гиполипидемических препаратов.
«В одном из наборов данных за 164 913 человеко-лет наблюдения 1330 участников столкнулись с сердечной недостаточностью с частотой возникновения 14,5 на 1000 человеко-лет в группе принимавших аспирин по сравнению с 5,9 на 1000 человеко-лет в группе, не принимавшей аспирин. В другом наборе за 105 623 человеко-лет мы зафиксировали 293 случая сердечной недостаточности с частотой возникновения 4,3 на 1000 человеко-лет среди употреблявших аспирин по сравнению с 2,4 на 1000 человеко-лет в группе, не принимающей аспирин. В отложенной выборке за 59 289 человеко-лет произошло 1037 случаев сердечной недостаточности, частота составила 24,4 на 1000 человеко-лет в группе аспирина и 13,8 на 1000 человеко-лет в группе, не принимающей аспирин», — рассказали ученые.
По их словам, независимо от набора данных и уровня корректировки риск возникновения сердечной недостаточности был неизменно связан с приемом ацетилсалициловой кислоты. Особенно этому синдрому оказались подвержены мужчины и люди старше 69 лет. Полностью скорректированный коэффициент риска из-за аспирина составил 1,26 (26%). Когда из анализа исключили участников с сердечно-сосудистыми заболеваниями в анамнезе, для 22 690 человек (74%), не страдавших ССЗ, употребление ацетилсалициловой кислоты повышало вероятность сердечной недостаточности на 27%.
«Это первое исследование, показавшее, что среди людей, имеющих хотя бы один фактор риска сердечной недостаточности, у тех, кто принимал аспирин, впоследствии было больше шансов заполучить этот синдром, чем у тех, кто не принимал лекарство, — отметил доктор Блерим Муджадж из Фрайбургского университета. — Хотя результаты требуют подтверждения, они указывают на то, что необходимо прояснить потенциальную связь между аспирином и сердечной недостаточностью. Наши наблюдения предполагают, что этот препарат следует назначать с осторожностью людям с риском сердечной недостаточности или уже страдающим ею».
Американские биотехнологи впервые сообщили об обращении вспять клеточного старения в живых клетках печени человека — не мышиных, не синтетических, а именно человеческих. На волне этого результата компания привлекла 435 миллионов долларов и готовится к клиническим испытаниям.
Роль личности в истории чаще всего иллюстрируют правителями или полководцами. Но, глядя на современную карту мира, нельзя не признать: она выглядела бы принципиально иначе, если бы не одна крестьянская девушка, которую сожгли в этот день ровно 595 лет назад.
Может ли человек или другое животное воспользоваться преимуществами сна, не смыкая глаз? Этим вопросом задалась команда американских нейробиологов. Они провели эксперимент на грызунах и выяснили, что «включения и выключения» нейронной активности в коре бодрствующих мышей позволяют вызвать некоторые эффекты, аналогичные тем, которые появляются во время фазы медленного сна. Более того, такой подход помог добиться улучшения памяти. Теперь ученые хотят повторить эксперимент на людях.
В 2017 году человечество впервые заметило объект, прилетевший из другой звездной системы. Он оказался странным, почти не похожим ни на астероид, ни на комету, и получил имя Оумуамуа. Затем появился «нормальный» межзвездный странник — комета Борисова. А в 2025-м астрономы обнаружили 3I/ATLAS — объект, который, вероятно, хранит вещество времен рождения чужих миров. Но что изменили в астрономии эти три гостя из межзвездной тьмы?
Астрономы провели длительную радиодиагностику межзвездного объекта 3I/ATLAS и не нашли признаков искусственных технологий. Наблюдение окончательно подтвердило естественную природу ледяного тела, хотя ученые изначально не ожидали сенсации.
Тысячу лет назад колоссальный степной пояс от Амура до Дуная назывался Великой степью. На Руси его знали как Дикую степь. В этом краю жили кочевники, и среди них — хищная птица сокол-балобан. Сейчас цельной трансконтинентальной популяции балобана больше нет. Небольшой европейский островок уцелел в Венгрии, Австрии и в Крыму. Есть популяция в Казахстане, Монголии и Китае. В России сокол-балобан, помимо Крыма, живет в горах Южной Сибири. И выживание этой популяции, как и всего вида, под угрозой. Как живет эта птица и как ей помогают в нашей стране? Зачем в Хакасии посреди «нигде» построили огромный облёточник? Буквально сегодня в него уже доставили первую партию птиц.
В высокогорных районах Гималаев появился новый хищник. Он не боится людей, возглавляет стаи собак и все чаще заходит в деревни. Местные жители называют его «кхипшанг». Речь идет о гибриде гималайского волка и бродячей собаки. Ученые опасаются, что этот зверь изменит хрупкий баланс местной дикой природы и в скором времени станет весьма опасным для человека.
В доколумбовых Андах принадлежность к правящему роду определяла доступ к земле, торговле и статусу, поэтому удержать все внутри семьи было вопросом выживания. Ученые выяснили, что элиты долины Чинча решали эту задачу самым прямым способом — заключая браки между родственниками на протяжении как минимум двух поколений.
При совпадении нескольких условий наши глаза способны улавливать излучение в ближнем инфракрасном спектре. Тогда сетчатка начинает работать как нелинейный фотодетектор.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
Понятно
Что-то в вашем комментарии показалось подозрительным, поэтому перед публикацией он пройдет модерацию.
Понятно
Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
Понятно
Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
Понятно
Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Последние комментарии