Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Бессмертный воин: иранские истребители смогут служить более 60 лет
Эксперты обратили внимание на практически уникальный по продолжительности времени случай эксплуатации самолетов-истребителей.
Издание Popular Mechanics обратило внимание на опубликованный ранее материал Aviation Week & Space Technology, где рассказывается об эксплуатации Ираном старых американских истребителей Northrop F-5. Первый полет самолет выполнил в 1959 году, однако даже сейчас эти машины находятся на вооружении Исламской Республики.
Из-за международного напряжения в регионе иранцы не спешат отправлять их на пенсию. Альтернативой могла бы стать импортная техника, однако на этом пути стоят международная изоляция и недостаток средств.
Таким образом, как полагают эксперты, иранские F-5, возможно, будут находиться на вооружении и после 2040-х, а срок их службы превысит 60 лет, что можно считать почти уникальным случаем в истории мировой авиации.
По данным Aviation Week & Space Technology, ВВС Исламской Республики по-прежнему эксплуатируют 44 одноместных самолета F-5E и 15 двухместных учебно-боевых самолетов F-5F. В 2000-е правительство поручило ученым разработать проект модернизации, который позволил бы эксплуатировать самолеты дольше. В результате сегодня Иран может производить большую часть деталей, из которых сделан F-5, но не все. Похоже, стране все еще приходится разбирать некоторые истребители на запчасти, чтобы обеспечить боеспособность остальных.
Как пишет Popular Mechanics, правительство Ирана успешно скоординировало работу по модернизации, в которой приняли участие 10 ведущих иранских университетов, 72 частные компании, 44 поставщика и 63 научно-исследовательские организации. Сейчас иранские специалисты могут производить собственный двигатель General Electric J85-GE-21 для истребителей F-5. Речь идет по крайней мере о 80% всех деталей: остальные 20%, вероятно, остались со дореволюционных времен. Напомним, свержение шаха произошло в 1979 году.
По мнению экспертов, сейчас Иран способен производить собственные двухместные самолеты F-5F. Проблема может возникнуть примерно с пятью процентами авионики и 25 процентами других компонентов крылатой машины.
Отмечается, что модернизированные F-5F применяют для навигации как американскую GPS, так и российскую ГЛОНАСС. Использование ГЛОНАСС оправдано, если учитывать непростые отношения Ирана и Соединенных Штатов. В качестве радара, по словам Popular Mechanics, используется иранская копия китайской версии итальянской радиолокационной станции. Вооружение включает ракеты малой дальности AIM-9 Sidewinder (вероятно, дореволюционные) и китайские аналоги российских и американских ракет.
Напомним, американским долгожителем может стать вертолет «Апач», замену которому создавать не планируют.
Мохаммад Х. Аттаран (Mohammad H. Attaran) — концепт-дизайнер и цифровой художник, работающий в Великобритании. В своих проектах он сочетает эстетику научной фантастики с элементами, вдохновлёнными природой, особенно анатомией насекомых. Его машины, мехи и транспортные средства выглядят одновременно инопланетно и инженерно достоверно. Ну или почти.
В богатом римском доме в Помпеях обнаружили останки четырех человек, а также детский амулет, баррикаду из кровати и следы борьбы. Спустя две тысячи лет ученые восстановили последние минуты жизни этих людей. Они надеялись пережить стихию за толстыми стенами, а когда поняли, что спасения нет, до конца боролись за жизнь.
Из прошлых исследований известно, что лишние килограммы в зрелости повышают вероятность развития рака молочной железы у женщин после менопаузы. В то же время ученые отмечали, что ранние первые роды, напротив, могут снижать такой риск. Теперь медики рассмотрели комплексное воздействие этих факторов и влияние набора веса на риск рака груди в случаях, когда женщины впервые родили в относительно молодом возрасте.
Мохаммад Х. Аттаран (Mohammad H. Attaran) — концепт-дизайнер и цифровой художник, работающий в Великобритании. В своих проектах он сочетает эстетику научной фантастики с элементами, вдохновлёнными природой, особенно анатомией насекомых. Его машины, мехи и транспортные средства выглядят одновременно инопланетно и инженерно достоверно. Ну или почти.
Исследуя генетическое происхождение мужского населения Нидерландов, ученые заметили географические особенности распределения гаплогрупп. Теперь, чтобы их объяснить, проанализировали Y-хромосомы сотен человек, начиная с раннего Средневековья, в сравнении с геномами современного населения страны. Авторы рассчитывали обнаружить непрерывность популяций, однако столкнулись с неожиданными сложностями.
Ответ на этот важнейший вопрос десятки лет давали, исходя из политических соображений. Сначала это были «преимущества социалистического строя». Потом, когда он развалился, причиной назвали «героизм и патриотизм народа» — который, несомненно, был, как и у множества народов от начала веков, но сам по себе еще ни разу не выигрывал войны. Реальные причины советской победы все это время оставались в стороне. А прояснить их очень даже стоит: сделай мы это раньше — и многие войны после Второй мировой прошли бы куда быстрее и легче.
Да, с волосами и люком все так. У космонавта Суниты Уильямс волосы на МКС плавали свободно, а у Кэти Пэрри и прочих в полете 14 апреля 2025 года — нет. Но это не значит, что суборбитального космического полета первого чисто женского экипажа не было или что он был инсценировкой. Причем, в общем-то, чтобы понять это, даже не нужно обладать специальными знаниями.
Многие знают, как популярны сувениры из окаменелостей — зубы древних акул или полированные панцири аммонитов. Но чем реже встречаются такие артефакты, тем они ценнее, то есть на них можно много заработать. И это проблема для палеонтологов. Американский специалист по тираннозаврам оценил ущерб, который нанесла коммерческая добыча костей T. rex и подсчитал среднюю цену таких образцов. Оказалось, больше половины найденных тирексов находится в частных руках, а значит, для науки они недоступны или ненадежны.
Мощнейшее отключение электроэнергии за последние 20 лет истории Европы случилось уже неделю назад, а испанские власти пока так и не объявили о его причинах. Это логично: как мы покажем ниже, ответ на вопрос, кто виноват, получится очень неполиткорректным. И, более того, противоречащим линии правящей в Испании партии. Но мы живем за тысячи километров от нее, поэтому можем себе позволить аполитичный анализ случившегося. Так что же произошло на самом деле и каковы наши шансы увидеть подобное у себя дома?
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
ПонятноИз-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
ПонятноНаши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
ПонятноМы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
ПонятноМы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии