18.11.2021
Ольга И.
126 181

Ученые нашли еще одну причину пермского вымирания

4.8

Группа исследователей из Китая и США выявила дополнительный фактор, который мог способствовать самому крупному вымиранию на планете.

Схема, показывающая процесс образования богатых медью месторождений в Южном Китае / ©phys.org / Автор: Артем Фомин

Великое пермское вымирание произошло около 251 миллиона лет назад. Оно считается крупнейшей биосферной катастрофой на Земле, которая привела к исчезновению 96 процентов всех морских видов и 73 процентов наземных позвоночных. Кроме того, вымирание стало единственным в истории насекомых: исчезло 57 процентов родов и 83 процента видов.

Причины массовых вымираний загадочны и спорны. Гипотезы о том, почему произошло пермское вымирание, касаются извержения Сибирских траппов, падения астероида, внезапного выброса метана с морского дна, резкого повышения температуры и засушливости климата, изменений океанических течений и так далее.

Исследователи из Китайской академии наук, Нанкинского университета (Китай) и Национального музея естественной истории, а также Йельского и Нью-Йоркского университетов (США) проанализировали состав ископаемых пород из Южного Китая и опубликовали результаты своей работы в журнале Science Advances.

«По мере того как мы все внимательнее изучаем геологические данные времен Великого вымирания, то обнаруживаем, что глобальная экологическая катастрофа конца перми, возможно, имела множество причин», — сказал Майкл Рампино, профессор биологического факультета Нью-Йоркского университета и один из авторов статьи.

Долгое время считалось, что к вымиранию привело извержение Сибирских траппов, которые вызвали глобальную экологическую катастрофу, в том числе сильное потепление климата. Проанализировав состав ископаемых горных пород из Китая, ученые заметили аномалии, вероятно, связанные с богатыми серой выбросами от близлежащих вулканов. Породы были покрыты окаменелым пеплом.

Таким образом, ученые пришли к выводу, что, помимо Сибирских траппов, 250 миллионов лет назад извергались вулканы в Южном Китае. А атмосферные аэрозоли серной кислоты, образовавшиеся в результате этих извержений, могли быть причиной ускоренного глобального похолодания, а затем столь же резкого потепления, наблюдавшихся в конце пермского периода.