Найдена возможная причина самого масштабного вымирания в истории — Naked Science

Найдена возможная причина самого масштабного вымирания в истории

4.3

Международная группа ученых реконструировала события крупнейшего вымирания в истории Земли — пермско-триасового — и назвала ключевой, по ее мнению, фактор, который привел к катастрофе.

Найдена возможная причина самого масштабного вымирания в истории / ©владивосток.онлайн

Работа опубликована в журнале Nature Geoscience. Пермско-триасовое вымирание — или массовое пермское вымирание, произошедшее около 252 миллионов лет назад — считается самым крупным за всю историю: оно унесло жизни 95 процентов морских видов и 73 процентов наземных позвоночных.

Вымирание стало единственным из известных и массовых среди насекомых. Причины подобных катастроф — предмет научных споров между сторонниками полярных точек зрения: биологической (внутренней) и катастрофической (внешней). Более того, существуют противоречия и в каждой из этих полярностей.

Так, в июне этого года мы писали об исследовании, которое показало: пермское вымирание усугубило горение угля (его воспламенила раскаленная магма от извержения Сибирских траппов), что привело к повышению температуры в океане до целых 40 градусов, а также к повышению температуры на суше. Все это стало причиной исчезновения огромного числа видов.

Новое исследование международной группы ученых рассказывает о другом факторе извержения тех же Сибирских траппов. Специалисты из Германии, Италии и Канады впервые смогли наиболее полно реконструировать картину событий тех лет, применив в том числе геохимическое моделирование. Для исследования ученые впервые использовали раковины ископаемых брахиопод, которые живут на планете более 500 миллионов лет, поэтому по их анализу можно понять многие процессы, происходившие в прошлом.

Путем измерения изотопных элементов бора в окаменелостях специалисты смогли проследить изменение значений pH в океанской воде 252 миллиона лет назад. А поскольку этот показатель связан с концентрацией углекислого газа в атмосфере, исследователям удалось ее реконструировать, а затем проанализировать при помощи высокоточного изотопного метода и микроанализа с высоким разрешением на современном масс-спектрометре.

В итоге ученые выяснили, какова была концентрация углекислого газа в атмосфере на границе перми и триаса, а также узнать эти показатели до начала извержений траппов. После этого авторы работы внесли в модель данные о геохимических процессах тех времен. Результаты показали потепление и закисление океана, которые были связаны с гигантскими выбросами в атмосферу углекислого газа. Это привело к вымиранию морских организмов, но и на суше выброс СО2 стал причиной повышения температуры и выветривания, что также повлияло на исчезновение многих наземных животных.