Вавилонская глиняная табличка оказалась древнейшей «тригонометрической таблицей» в мире — Naked Science

Австралийские ученые заявили, что одна из самых известных вавилонских глиняных табличек содержит аналог современной тригонометрической таблицы. Раньше находку считали школьной «шпаргалкой».

stone-tablet-thing-1_1024

Табличку, известную под номером Plimpton 322, обнаружили в начале ХХ века на территории современного Ирака. Более ста лет ее назначение оставалось загадкой. Ученые из Университета Нового Южного Уэльса заявили, что им удалось идентифицировать знаки на табличке. По словам ученых, она описывает соотношения сторон прямоугольных треугольников.

Табличка датирована периодом от 1822 до 1762 года до н.э. Более ранние исследования показали, что на ней изображены числа в четыре столбца. Было принято считать, что табличка служила либо «тетрадью» ученику, либо «шпаргалкой» учителю, проверявшему решения уравнений.

В записях использована шестидесятеричная система счисления, которую Вавилон унаследовал от шумеров

Авторы новой работы пришли к выводу, что табличка содержит список пифагоровых троек — наборов из трех натуральных чисел, удовлетворяющих уравнению a2 + b2 = c2. В самую известную из таких троек входят числа 3, 4 и 5. Это соотношение еще до Пифагора использовалось для построения прямых углов.

Левый край таблички не сохранился. Ученые предполагают, что изначально она состояла из шести столбцов чисел и 38 строк. Таблица содержит относительно большие числа: например, первую сохранившуюся тройку образуют числа 119, 120 и 169.

По мнению исследователей, этот список чисел выполнял роль современных тригонометрических таблиц. Он позволял вычислять неизвестные расстояния на основе имеющихся данных — его могли использовать для проведения границ земельных участков и строительства масштабных сооружений. Примечательно, что автор таблицы не использовал при расчетах понятие угла — вместо этого он учитывал соотношение длин сторон треугольника.

Статья о находке опубликована в журнале Historia Mathematica.

Ранее ученые обнаружили доказательство того, что вавилонские астрономы владели геометрией.

Правительство Дании одобрило план создания искусственного острова недалеко от Копенгагена. Он предназначен для жизни 35 тысяч человек и защиты датской столицы от повышения уровня моря.

По словам палеонтологов, новый вид гигантских зауроподов входит в топ-15 крупнейших динозавров в мире и принадлежит группе титанозавров.

Международная команда ученых провела масштабное исследование, в ходе которого проанализировала распространенность табакокурения, связанных с ним болезней и их последствий для 204 стран с 1990 по 2019 год.