В атмосфере ночной Венеры нашли стационарные волны — Naked Science

В атмосфере ночной Венеры нашли стационарные волны

По ночам в атмосфере Венеры образуются стационарные волны неизвестного происхождения. К такому выводу пришла международная группа астрономов, проанализировав снимки космического аппарата Venus Express и инфракрасного телескопа NASA IRTF на Гавайях.

venus_super_rotation_625

Венера вращается медленнее всех остальных планет Солнечной системы, поэтому ночь и день на ней долгие: венерианская ночь длится почти 60 земных суток. Гораздо быстрее самой планеты вращается её атмосфера: этот феномен, известный как супервращение, особенно характерен для верхней границы слоя сернокислых облаков (65-70 км от поверхности), где атмосферные массы движутся иногда в 60 раз быстрее, чем подлежащие точки на поверхности. Для сравнения: скорость самых сильных земных ветров впятеро меньше скорости вращения нашей планеты.

До сих пор супервращение не удавалось смоделировать. Астрономы под руководством Хавьера Перальты (Javier Peralta) из Японского аэрокосмического агентства предположили, что для этого нужно изучить движение атмосферы на ночной стороне планеты; все предыдущие глобальные модели исходили из того, что ночью ветры на Венере дуют так же, как днём.

Команда Перальты совместила снимки, сделанные в 2015 году с помощью инфракрасного телескопа NASA IRTF на Гавайях и спектрометром космического аппарата Venus Express с 2006 по 2008 гг., и выделила три формы облаков на ночной стороне планеты, не характерных для дневной стороны: волнообразные, неровные с рваными краями и длинные ните- или веретенообразные. Отдельные облачные гряды простирались на три тысячи километров. Кроме того, на тёмной стороне Венеры обнаружилось много стационарных волн (их еще называют гравитационными, или гидродинамическими) – атмосферных возмущений, которые не перемещаются вместе с атмосферой, а остаются неподвижными относительно поверхности.

Стрелочками показаны формы облаков, уникальных для венерианской ночи. / ESA, JAXA, J. Peralta and R. Hueso

Стационарные волны регистрировали на Венере и ранее; принято считать, что они образуются над высокими горами и поднимаются из нижних слоёв атмосферы наверх. Но, как показывает Перальта и его коллеги, ночью стоячие волны возникают над южной частью планеты, где нет больших перепадов высот. Кроме того, ночные стационарные волны на Венере существуют только в верхних слоях облаков, на высоте больше 50 километров, что противоречит гипотезе о их зарождении у поверхности. Происхождение ночных стоячих волн на Венере пока остаётся невыясненным.

Исследование опубликовано в журнале Nature Astronomy.