Украденный скелет «рассказал» о времени заселения Америки
31.08.2017

Украденный скелет «рассказал» о времени заселения Америки

Находка оказалась одним из самых древних скелетов, найденных в Америке. Благодаря современным методам датирования ученым удалось установить возраст останков по небольшим осколкам костей.

web1_1-120218-2_liquid_jungle_tom_poole_edit

Проблема первоначального заселения Америки на протяжении десятилетий остается в центре внимания археологов и антропологов. Существуют две основные версии. Согласно первой, люди пришли на территорию Америки не ранее 14–16 тысяч лет назад. По второй версии, это произошло намного раньше: до 50 тысяч лет назад, но при этом крупных волн миграции было несколько. Авторы одного из недавних исследований и вовсе отодвигают это событие на 130 тысяч лет в прошлое, основываясь на форме следов на костях мастодонта.

Группа немецких и мексиканских ученых обнаружила еще один довод в пользу первой версии заселения Нового света. Материалом для исследования стали около 150 обломков человеческих костей, найденных в подводной пещере Чан Хол (Chan Hol), неподалеку от развалин Тулума — одного из городов майя.

Скелет в этой пещере обнаружили дайверы в 2012 году. Когда спустя месяц на место прибыли археологи, оказалось, что останки похищены. В пещере остались лишь осколки костей и фрагмент тазовой кости, вросший в один из сталагмитов пещеры. Благодаря современным методам датирования ученым удалось определить возраст даже по небольшим осколкам костей: около 13 тысяч лет. Ученые предполагают, что обитатель ныне затопленной пещеры был молодым человеком. Когда он погиб, уровень моря был намного ниже, чем сейчас, и пещера Чан Хол находилась на поверхности.

Образец кости, PLоS ONE

Морская вода вымыла из костей практически весь коллаген, поэтому измерить уровень определенных изотопов углерода в нем оказалось невозможно. Вместо этого ученые исследовали уровень урана и тория в кальците — минерале, из которого состоит пещерный сталагмит. Сравнив эти сведения с данными о других пещерных породах, ученые получили дату около 13 тысяч лет.

Если результаты исследования верны, то скелет из Чан Хол — один из самых древних образцов костных останков, найденных в Америке. Для уточнения датировки исследователи планируют использовать ДНК, выделенную из нескольких зубов, найденных в пещере.

Исследование опубликовано в журнале PLоS ONE.