Время появления людей в Америке перенесли вдесятеро дальше в прошлое — Naked Science
27.04.2017

Время появления людей в Америке перенесли вдесятеро дальше в прошлое

Археологи считают, что кости мастодонта, найденные в Калифорнии, сохранили следы обработки человеком. Это отодвигает момент прихода первых людей в Америку до 130 тыс. лет назад – до сих пор считалось, что это случилось не раньше 15 тыс. лет назад.

Если не считать Антарктиды, то Северная Америка и Южная Америка оказались континентами, заселенными людьми в последнюю очередь, через Берингов пролив, который мог быть затянут льдом во время очередного похолодания. Известны находки, которые указывают на присутствие человека в Америке еще 40 тыс. лет назад, но достоверность их вызывает очень большие сомнения, так что общепринятой датой остается 15 тыс. лет.

Тем неожиданнее звучит сообщение, опубликованное Стивеном Холеном (Steven Holen) и его коллегами в журнале Nature: авторы заявляют о том, что люди могли жить в Америке еще 130 тыс. лет назад. Место раскопок было обнаружено при строительстве шоссе близ Сан-Диего в 1992 г. Работы были остановлены, и за дело принялись археологи, вскоре обнаружив частичный скелет мастодонта, средних размеров родственника мамонтов и слонов.

©San Diego Natural History Museum

Уже в положении останков ученые заметили первые странности. Они лежали вовсе не так, как если бы животное просто погибло и было съедено хищниками и падальщиками. Кости как будто были кем-то разложены в относительном порядке: длинные бедренные параллельно друг другу, один из бивней воткнут вертикально. Некоторые кости, причем весьма толстые, оказались сломаны, что вряд ли могло произойти естественным образом.

©Tom Deméré, San Diego Natural History Museum

После многолетней и тщательной работы ученые, наконец, пришли к выводу: эти повреждения очень напоминают следы на останках слона, убитого африканскими гоминидами еще 1,5 млн лет назад – найденные в Танзании, они надежно идентифицированы как свидетельства «человеческой» деятельности. Кроме того, в окружающем скелет мастодонта слое археологи нашли пять довольно крупных камней, которые, по их предположению, могли использоваться в качестве молотов и наковален при разделке туши.

©Tom Deméré, San Diego Natural History Museum

Эти камни выделяются в слое, состоящем из мелкозернистых осадочных пород. Ученые считают, что их появление здесь тоже нельзя объяснить геологическими процессами: 130 тыс. лет назад эта местность была влажной травянистой низиной, вдали от рек и всего, что могло принести камни. Скорее всего, их принесли люди – и принесли для работы с костями, заключают Холен и его соавторы. Они даже провели полевые эксперименты в Африке, показав, что камни схожих размеров и формы действительно создают схожие повреждения на костях недавно умершего слона.