Ученые выяснили, что облака Урана пахнут испорченными яйцами

Ученые выяснили, что облака Урана пахнут испорченными яйцами

Астрономам удалось определить состав облаков на Уране — и запах у этой смеси должен быть отвратительным.

uranus0

Несмотря на десятки лет наблюдений, выяснить состав облаков далекого Урана оказалось не так просто. Ранее в них обнаружили метан (придающий планете голубоватый цвет), а зонд Voyager 2 детектировал водород и гелий. Однако содержание других распространенных и важных веществ — скажем, воды или аммиака — определить до сих пор не получалось.

Лишь недавно Патрику Айрвину (Patrick Irwin) из Оксфордского университета и его коллегам удалось провести спектральный анализ излучения, отраженного верхними — лежащими выше плотного слоя облаков — слоями атмосферы Урана. Ученые использовали инфракрасный спектрометр NIFS гавайского телескопа Gemini и обнаружили, что доминирует здесь сульфид водорода — летучее вещество, придающее протухшим яйцам характерный отвратительный запах. Об этом они пишут в статье, опубликованной в журнале Nature Astronomy.

Доминирование сероводорода резко отличает Уран от более близких к Солнцу газовых гигантов, Сатурна и Юпитера, где его не обнаруживается, зато присутствует аммиак. Возможно, находка указывает и на состав атмосферы следующей за Ураном планеты — Нептуна, близкого к нему по характеристикам. Наконец, это может сказать многое и о прошлом всей Солнечной системы.

Еще на первых этапах ее образования в протопланетном облаке мог сформироваться хрупкий градиент азота (аммиака) и серы (сероводорода), количества которых определялись температурой и другими условиями, существовавшими на разном удалении от молодого Солнца. В результате в атмосферах более удаленных газовых гигантов стал доминировать сероводород, а на более близких к звезде — аммиак, в то время как внутренние планеты (вплоть до Марса) оказались каменистыми.