Все, что вы хотели знать об ИИ, — в специальном проекте Naked Science!
Перейти
03.07.2018
Редакция Naked Science

Ученые впервые запечатлели формирование планеты в системе карликовой звезды

Это открытие поможет понять процессы ранней планетарной эволюции и тем самым предоставит новые данные о развитии Земли и Солнечной системы.

firstconfirm1

При помощи Спектро-поляриметрического высококонтрастного исследования экзопланет (англ. Spectro-Polarimetric High-Contrast Exoplanet Research, или Sphere) Очень большого телескопа (ОБТ) Европейской южной обсерватории группе астрономов во главе с командой Института астрономии общества Макса Планка (MPIA) удалось получить первое в истории науки изображение планеты, формирующейся в системе звезды PDS 70 — молодого оранжевого карлика на расстоянии 370 световых лет от Земли.

Планету назвали PDS 70b — она находится справа от черной точки в центре изображения. Это не первый обнаруженный протопланетный диск, но получить его снимок гораздо сложнее, чем просто направить телескоп на небо и нажать на кнопку.

Согласно порталу Science Alert, когда астрономы в 2012 году обнаружили провал в диске PDS 70, они заподозрили, что это может быть формирующаяся планета, и сосредоточили свои усилия на ее поисках. Ученые использовали мощный ОБТ и коронограф, затемнявший яркий свет карликовой звезды, чтобы разглядеть планету.

«Эти диски, окружающие молодые звезды, — месторождение планет, но прежде было всего несколько случаев обнаружения в них признаков «планет-младенцев», — говорит Мириам Кепплер, астроном из MPIA и руководитель исследования. — Проблема в том, что ранее большинство этих возможных планет могли быть просто свойствами диска».

Команда Кепплер также смогла измерить яркость молодой планеты и получить больше данных о ее физических характеристиках. Это газовый гигант на расстоянии примерно трех миллиардов километров от PDS 70; предположительно, он составляет около трех масс Юпитера. Анализ и редкий снимок формирования PDS 70b — большое достижение для планетологов, и они также помогут больше узнать о нашей планете и Солнечной системе.

«Результаты Кепплер открывают нам путь к пониманию сложных и малопонятных ранних стадий планетарной эволюции, — рассказывает астроном из MPIA Андре Мюллер. — Нам было необходимо наблюдать за планетой в диске молодой звезды, чтобы понять процессы, стоящие за планетарным формированием».

Директор Института Макса Планка и лидер команды Томас Хеддинг подытожил важность находки:

«После более десяти лет невероятных усилий, затраченных на построение высокотехнологичной машины, Sphere наконец-то позволяет нам пожинать плоды благодаря обнаружению молодых планет!»