Относительно близко к Земле обнаружен кандидат в формирующиеся экзопланеты — Naked Science

Относительно близко к Земле обнаружен кандидат в формирующиеся экзопланеты

Ученые обнаружили, вероятно, еще одну формирующуюся экзопланету размером с три планеты Юпитер в системе HD100546; помогли им в этом телескопы Европейской южной обсерватории и телескоп «Джемини» (Гавайи).

Группа американских и европейских ученых под руководством Саши Куанц (Sasha Quanz) из Швейцарской высшей технической школы в Цюрихе зафиксировала специфические выбросы окиси углерода (CO) в диске из газа и пыли вокруг звезды HD100546, что может свидетельствовать о формировании планеты.

HD100546 находится в 335 световых годах от Земли в созвездии Мухи, которое наблюдается на небе только южного полушария. По своим размерам она в 2,5 раза больше Солнца и в 30 раз ярче. Несмотря на внушительное расстояние, HD100546 может стать наиболее близкой к нам системой с наблюдаемым формированием планет.

Система находится очень близко к Земле по сравнению с другими, где есть газопылевые диски. Мы можем исследовать ее более детально, чем более далекие системы. Это первая система, благодаря которой мы можем проводить подобные исследования.

Шон Бриттан (Sean Brittain), Университет Клемсона (США)

Предполагаемая протопланета, по мнению ученых, станет газовым гигантом размером с три Юпитера и будет находиться от родной звезды приблизительно на том же расстоянии, на котором относительно Солнца находится Сатурн.

На данный момент это уже не первый кандидат в протопланеты, обнаруженный в HD100546. Годом ранее астрономы зафиксировали шар из газа и пыли дальше от звезды, на расстоянии Плутона от Солнца. Этот объект со временем становится ярче, что также говорит о формировании газового гиганта, размером приблизительно с Юпитер.

По словам ученых, как только они с уверенностью поймут, что происходит в HD100546, они смогут углубиться в понимание процессов, происходящих намного дальше. Изучение процесса зарождения планет в целом может многое рассказать не только о далеких планетных системах, но и, в частности, о нашей солнечной системе.

В своем исследовании ученые использовали данные, полученные телескопами Европейской южной обсерватории и аппаратом «Джемини» (Гавайи). Специфическое излучение углерода астрономы зафиксировали с помощью метода «спектроастрометрии», который позволяет «увидеть» мельчайшие изменения в расположении достаточно крупных объемов CO.

Ученые выдвинули гипотезу, что подобные эмиссии окиси углерода могут происходить в околопланетном диске вокруг крупной протопланеты.

Более подробно об исследовании ученых можно прочитать в их статье, опубликованной в журнале Astrophysical Journal Letters, препринт которой находится в свободном доступе на Arxiv.org.

Американские медики получили ГМ-дрожжи, способные производить антитела, нейтрализующие токсины болезнетворных клостридий и избавившие подопытных мышей от опасного энтероколита.