• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
28.08.2017, 06:29
Редакция Naked Science
844

Ученые показали, как сельское хозяйство изменило строение черепа

Развитие технологий сельского хозяйства, принципиальные изменения в диете, распространение молочных продуктов – все эти факторы привели к появлению небольших, но важных изменений в анатомии человеческого черепа.

farming
©Wikipedia / Автор: Сергей Данилов

Прежде чем люди научились самостоятельно выращивать себе пищу и готовить ее на огне, они занимались охотой и собирательством и были вынуждены жевать намного больше жестких, волокнистых продуктов. Связанное с прогрессом «смягчение» диеты произошло десятки тысяч лет назад и не могло не сказаться на анатомическом строении зубов, челюстей и черепа в целом. Этому вопросу посвящена статья, опубликованная в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

 

Авторы статьи, Дэвид Кац (David Katz) и его коллеги из Калифорнийского университета в Дейвисе, использовали открытые данные по измерению 559 черепных коробок и 534 нижних челюстей у представителей 25 разных исторических сообществ доиндустриальной эпохи – от Северной Америки до юга Африки, Дальнего Востока и Австралии. Для каждого была выяснена диета с учетом популярности в ней молочных продуктов, риса и других мягких «одомашненных» зерновых. И действительно, некоторые отличия у людей, регулярно их потреблявших, нашлись.

 

Изменения затронули линию лба, привели к небольшому уменьшению нижней челюсти. Самые заметные перемены отмечены у популяций, которые активно потребляли молочные продукты, включая сыр – разумеется, эта мягкая пища требовала куда меньших усилий и способностей жевать, нежели сырые коренья и фрукты охотников-собирателей.

 

«Основные различия между черепами собирателей и крестьян нашлись именно там, где мы их и ожидали найти, и были именно такими, которые должны быть связаны с уменьшением необходимости в жевании», – говорит Дэвид Кац. Впрочем, ученые подчеркивают, что изменения эти, произошедшие на протяжении последних десятков тысяч лет, не слишком серьезны, и остаются невелики в сравнении с разницей между черепами мужчин и женщин или просто представителей разных популяций, даже питающихся совершенно одинаково.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Предстоящие мероприятия
12 августа, 14:39
Илья Гриднев

Эксперимент физиков из ЦЕРН позволил рассмотреть поведение глюонов внутри атомных ядер с беспрецедентной точностью. При сверхвысоких плотностях эти элементарные частицы переставали размножаться и начинали объединяться. Это помогло найти подтверждение теории «глюонного насыщения», а не принятого «ядерного затенения» для определенного диапазона сверхвысоких энергий.

11 августа, 10:59
НИУ ВШЭ

Любовь к сладкому может быть связана не только с пищевыми привычками, но и с тем, как человек принимает решения. Исследователи НИУ ВШЭ объяснили, почему любители сладкого ведут себя импульсивно: дело не в стремлении получить все немедленно, а в нежелании мириться с неопределенностью. Результаты могут помочь улучшить терапию зависимостей.

12 августа, 19:49
Редакция Naked Science

МС-21-310 — импортозамещенная версия российского пассажирского самолета МС-21. Вскоре он появится на отечественных аэродромах, пообещали в «Ростехе». Также госкорпорация опубликовала видео, на котором можно увидеть процесс строительства этого авиалайнера.

9 августа, 19:34
Марк Чернов

Американская компания Firebird официально запустила в городе Раздан крупный центр обработки данных и фабрику искусственного интеллекта. На сегодняшний день это самый масштабный технологический хаб подобного уровня в СНГ, а после завершения всех этапов строительства он войдет в пятерку самых мощных вычислительных кластеров в мире.

12 августа, 14:39
Илья Гриднев

Эксперимент физиков из ЦЕРН позволил рассмотреть поведение глюонов внутри атомных ядер с беспрецедентной точностью. При сверхвысоких плотностях эти элементарные частицы переставали размножаться и начинали объединяться. Это помогло найти подтверждение теории «глюонного насыщения», а не принятого «ядерного затенения» для определенного диапазона сверхвысоких энергий.

10 августа, 11:42
Илья Гриднев

Британские экологи выяснили, что большинство людей не догадываются о вреде солнцезащитных кремов для Мирового океана. Обзор научной литературы и локальный уличный опрос наглядно продемонстрировали разрыв между реальными экологическими угрозами и повседневными привычками покупателей.

31 июля, 14:12
Андрей Серегин

Долгое время считалось, что до прихода европейцев тропические леса Амазонии были заселены сравнительно плохо. Однако выяснилось, что плотная растительность скрывает большинство следов древних обществ. С помощью воздушного лазерного сканирования ученые обнаружили сотни неизвестных земляных сооружений и предположили, что около двух тысяч лет назад население юго-западной части Амазонии могло достигать трех миллионов человек.

9 августа, 19:34
Марк Чернов

Американская компания Firebird официально запустила в городе Раздан крупный центр обработки данных и фабрику искусственного интеллекта. На сегодняшний день это самый масштабный технологический хаб подобного уровня в СНГ, а после завершения всех этапов строительства он войдет в пятерку самых мощных вычислительных кластеров в мире.

19 июля, 20:09
Александр Березин

Очереди на заправках стали привычным явлением в России, а на фоне информационного вакуума от властей о конкретных показателях производства бензина в июне население вынуждено ориентироваться на слухи. Все это выглядит довольно странно, но есть нюанс: скорее всего, кризис уже начинает выдыхаться. Как именно мы это выяснили?

[miniorange_social_login]

Комментарии

Написать комментарий