Экологические запреты не помогли восстановить озоновый слой над городами — Naked Science

Экологические запреты не помогли восстановить озоновый слой над городами

Спутниковые наблюдения показали, что озоновый слой над плотно населенными территориями продолжает разрушаться. Причиной могут оказаться изменения климата или популярные компоненты бытовой химии.

primary_262

Международная группа исследователей сообщила: несмотря на запрет веществ, разрушающих озоновый слой, концентрация озона над многими плотно населенными районами планеты продолжает падать. Говорить о причинах пока рано, но ученые назвали ряд «подозреваемых» в падении концентрации озона. Среди них — использование некоторых компонентов растворителей для красок, а также изменения циркуляции воздуха над городами, вызванные глобальным потеплением.

В последние несколько лет о состоянии озонового слоя планеты говорят с оптимизмом. Например, размер крупной озоновой дыры над Антарктикой постоянно сокращается, а к 2070 году повреждение может исчезнуть полностью. Однако в неполярных районах планеты ситуация может оказаться сложнее, чем считалось.

Авторы новой работы сопоставили 11 наборов данных, содержащих информацию о спутниковых наблюдениях за последние 30 лет. Исследователи учли данные о территориях, расположенных между 60 параллелью северной широты и 60 параллелью южной широты. На севере эта линия проходит через Аляску, Скандинавию и ряд регионов России (Санкт-Петербург и Камчатку). Воображаемая линия на юге проходит через океаны.

Наблюдения показали, что год от года концентрация озона в средних широтах планеты растет, но только в верхнем слое стратосферы, на высоте 25–50 км. В нижнем слое, на высоте от 11 до 25 км, содержание газа продолжает падать. При этом именно в нижнем слое стратосферы сосредоточены большие запасы озона.

Изменения озонового слоя с 1998 по 2016 год / © William T. Ball et al.

Ученые выделили несколько причин, из-за которых истончается озоновый слой. Одна из них — глобальные изменения климата. Известно, что озон формируется над тропиками, а затем атмосферные потоки относят его в полярные районы, по пути оставляя часть газа в средних широтах. Возможно, из-за климатических перемен потоки «выпрямляются» и сразу несут озон по направлению к полюсу. Другим виновником проблемы назвали химические соединения, известные как VSLS (very short lived substances) — «вещества с очень коротким сроком существования». Они быстро распадаются в атмосфере и могут значительно повредить озоновый слой. Часто эти вещества используются в составе растворителей.

Исследование опубликовано в журнале Atmospheric Chemistry and Physics