10.08.2016

Ученые опровергли выдающиеся мыслительные способности новокаледонских воронов

Новые наблюдения над воронами показывают, что их навыки изготовления и использования инструментов могут быть частью «встроенной программы», а не результатом сложной мыслительной деятельности.

В 2002 г. в журнале Science появилась статья о сногсшибательной Бетти, самке новокаледонского ворона (Corvus moneduloides), которая продемонстрировала «почти человеческую способность изобретать и использовать инструменты». В экспериментах с пищей, «застрявшей» в трубке, она нашла подходящий кусок проволоки, согнула его крючком и успешно поддела лакомый кусочек.

Ученые сочли это доказательством способностей птиц изобретать новые инструменты, то есть проявлять исключительно сложное поведение, требующее великолепных навыков абстрактного мышления. Однако новые эксперименты с новокаледонскими воронами заставляют думать, что Бетти действовала немногим разумнее запрограммированного робота.

В статье, опубликованной орнитологами шотландского Сент-Эндрюсского университета в журнале Royal Society Open Science, они описывают результаты четырех лет наблюдений за 18-ю воронами, которые были пойманы в Новой Каледонии и временно содержались в клетках. За это время ученые зафиксировали в общей сложности 85 случаев изготовления птицами инструментов из веток.

Кристиан Ратс (Christian Rutz) и соавторы отмечают, что практически всегда вороны действовали по одной и той же схеме. Клювом отламывали мелкую веточку с кустарника, а затем кусали место ее соединения с более толстой веткой, превращая в крючок. Однако в 10 случаях птицы дорабатывали инструмент, зажав в отверстии или просто лапой и загибая длинной дугой.

Это было именно то, что «изобрела» сногсшибательная Бетти в предыдущих экспериментах. Судя по всему, сгибание инструмента является частью «встроенного» алгоритма, естественного для поведенческого репертуара птиц, но не проявлением высоких когнитивных способностей. В самом деле, предъявив воронам инструменты-крючки с прямым и изогнутым «древком», ученые отметили, что те постоянно предпочитают изогнутые.

Причина этих предпочтений остается загадкой – возможно, такие инструменты просто легче захватывать птичьей лапой или клювом. Тем не менее, о славе поразительной умницы, новокаледонской вороны Бетти, видимо, придется забыть.