У карликовой планеты за орбитой Нептуна открыли спутник — Naked Science
10.03.2017
Редакция Naked Science

У карликовой планеты за орбитой Нептуна открыли спутник

С открытием еще одной луны за орбитой Нептуна не осталось крупных тел, которые не имели бы своего спутника.

moon0

В последнее время большое внимание астрономов привлекают транснептуновые объекты – небесные тела, орбита которых расположена дальше орбиты Нептуна. Полет зонда New Horizons позволил впервые взглянуть на Плутон и его луны вблизи и открыл массу интересных деталей. Анализ снимков телескопов позволил обнаружить следы девятой крупной планеты, до сих пор неизвестной ученым. Год назад карликовая планета Макемаке стала девятой из десяти транснептуновых объектов диаметром более 1000 км, у которых был обнаружен спутник.

Теперь этот список полон: в статье, опубликованной на онлайн-сервисе ArXiv, астрономы из Венгрии, Испании, Германии и США сообщили об открытии спутника у десятого объекта в этом списке, карликовой планеты 2007 OR10. Кстати, это единственное из известных крупных транснептуновых объектов, у которого до сих пор нет «нормального» имени, и обнаруживший его Майкл Браун (Michael Brown) принимает предложения от всех желающих.

Авторы новой работы проанализировали результаты наблюдений за 2007 OR10 и отметили, что вращается она чуть медленнее, чем следует. Это могло указывать на наличие спутника, поиски которого ученые провели на нескольких снимках, сделанных космическим телескопом Hubble в 2009–2010 гг. При большом разрешении на всех восьми картинках была видна новая луна.

2007 OR10 и ее спутник на одном из снимков телескопа Hubble / ©NASA, STSci, Wesley Fraser, Gábor Marton, et al.

Транснептуновые объекты – это своего рода задворки, где скопились не слишком большие тела, обломки и фрагменты, сохранившиеся еще с эпохи «большой стройки» и формирования Солнечной системы. Сам факт наличия спутников у каждого более-менее крупного объекта здесь указывает на то, насколько интенсивными в то время были столкновения, рассыпавшие обломки по космосу.