Космос под ногами: спецпроект Naked Science о космонавтике и «трудной» нефти
Читать
02.03.2018
Редакция Naked Science
1 180

Термитов окончательно причислили к тараканам

Ведущая энтомологическая организация мира поставила точку в почти вековом споре о родословной термитов: они официально признаны «обычными» тараканами, хотя и высокоразвитыми.

termite0

Многообразие насекомых поражает воображение: только современных термитов известно почти 3000 видов, а ведь они составляют лишь небольшую часть всего класса. Долгое время их считали самостоятельным отрядом (Isoptera), родственным таракановым (Blattodea). Однако новые данные, накопленные за последние годы, указали на их куда более тесное родство. Наконец, недавно энтомологическое общество Америки (Entomological Society of America, ESA) официально пересмотрело классификацию и обновило свою таксономическую базу ESA Common Names. Теперь термиты окончательно вошли в состав отряда таракановых.

По словам Пола Эглтона (Paul Eggleton) из лондонского Музея естественной истории, изменения можно сравнить со знаменитым лишением Плутона статуса полноценной планеты. Впрочем, в отличие от Плутона, у термитов вряд ли найдутся горячие защитники, тем более что дискуссии об их отношениях с таракановыми ведутся почти столько же, сколько людям известно о существовании карликовой планеты. Первые подозрения прозвучали еще в 1930-х, когда в кишечнике тех и других обнаружили чрезвычайно сходные микроорганизмы, позволяющие им усваивать древесину.

Впрочем, настоящие изменения начались с распространением генетических исследований: в 2007 г. Эглтон и его коллеги использовали анализ ДНК, показав родство термитов и древесных тараканов рода Cryptocercus. Их статья вышла под эффектным названием «Смерть отряда» и действительно, теперь, более 10 лет спустя, тем и увенчалась. Заседание комитета по именованию ESA прошло в конце февраля, и решение было принято единогласно.

Отмечается, что Cryptocercus уже демонстрируют довольно сложное социальное поведение. Прогрызая ходы в древесине, они используют получающийся лабиринт в качестве укрытия для выращивания потомства. Его подкармливают полупереваренным анальным секретом, в котором содержатся и питательные вещества, и бактерии, которые в будущем помогут насекомому также переваривать древесину и прогрызть собственный коридор для следующего потомства. В этом смысле термиты представляют собой лишь более специализированных и высокоразвитых родственников, достигших вершин эусоциальности – вплоть до стерильности подавляющего большинства жителей гнезда.