Тектоника плит оказалась необязательной для жизни на планете — Naked Science
01.08.2018

Тектоника плит оказалась необязательной для жизни на планете

Компьютерное моделирование планет с неподвижной литосферой показало, что и они могут поддерживать жизнь – вопреки известному мнению о необходимости для этого тектоники плит, как на Земле.

planet0

В поиске далеких, потенциально обитаемых экзопланет углекислый газ может служить одним из самых важных маркеров жизни. На Земле он дает источник углерода для построения органических веществ растениям и обеспечивает парниковый эффект, необходимый для поддержания температуры. Из атмосферы его выводят живые организмы, и, в конце концов, углекислый газ оказывается запертым в минералах литосферы. Но это лишь одна половина цикла: замыкают его вулканы, постоянно пополняющие запас углекислого газа в воздухе, и биосфера Земли (если не считать дополнительного влияния человека) существует в рамках этого баланса между поступлением и утилизацией углекислого газа.

Опять же, на Земле вулканы находятся на границах тектонических плит, движения и столкновения которых обеспечивают энергией их активность. Но тектоника плит считается редкостью в космосе, ученые предполагают, что литосфера большинства планет сложена целым, неразрывным и неподвижным слоем. По большому счету, подтвержденное существование тектоники есть только на Земле, но и ее отсутствие может не быть большим препятствием для развития жизни. К такому выводу пришли геологи из Университета штата Пенсильвания, статью которых публикует журнал Astrobiology.

Брэдфорд Фоли (Bradford Foley) и профессор Эндрю Смай (Andrew Smye) провели расчеты «энергетического баланса» планеты при моделировании ее жизненного цикла – и без участия тектоники плит. Ученых интересовало, способно ли «первоначальное» тепло сформировавшейся планеты, плюс энергия радиоактивного распада в ее недрах, сами по себе поддерживать необходимый приток тепла – без участия подвижной литосферы. И действительно, даже при этом смоделированные авторами планеты могли сохранять нужные количества энергии на протяжении до 4 млрд лет – для появления и развития жизни срок более чем достаточный.

Круговорот углерода при этом происходит медленнее, но все-таки происходит: ранний вулканизм покрывает планету слоем застывшей лавы, которая со временем скрывается под осадочными породами и уходит на глубину. Здесь она снова нагревается и плавится, выпуская запертый углекислый газ. Интенсивность этого процесса определяется конкретным составом и размерами планеты, и во многих рассмотренных учеными случаями они обеспечивали достаточно интенсивный обмен веществ, подходящий для развития биосферы.

Специалисты показали устройство подводной лодки типа Gator, или SDV Mk.8 Mod 0. Она предназначена для доставки бойцов формирования специального назначения SEAL к цели.