17.03.2023
Анна Новиковская
5 203

Терминаторы планет, оказавшихся в гравитационной ловушке, могут стать убежищем для живых существ

5.5

Некоторые экзопланеты всегда повернуты к своей звезде только одной стороной — примерно как наша Луна по отношению к Земле. Американские астрономы считают, что линии светораздела на этих планетах все же могут быть обитаемы.

Терминатор этой неприютной на вид планеты может содержать следы живых существ / © Кадр из сериала «Alien Worlds» / Автор: Pinaria Caprarius

Около 70 процентов звезд на ночном небе — так называемые М-карлики, в среднем более тусклые, чем наше Солнце. Вокруг многих таких звезд есть планеты, и те из них, что получают достаточно тепла, занимая крайне близкую к звезде орбиту, вполне могут иметь «на борту» и жидкую воду. Однако такое расположение небезопасно, ведь оно может привести к приливному захвату.

В таком случае на поверхности планеты формируются три зоны: освещенная, теневая и терминатор. На освещенной стороне, постоянно обращенной к звезде, будет слишком жарко для существования жизни, на теневой, погруженной в вечную ночь, — слишком холодно. Так что единственной подходящей для жизни зоной остается узкая полоса светораздела, где может сохраняться жидкая вода.

Ученые из Калифорнийского университета в Ирвайне (США) смоделировали климат на такой планете, задействовав программное обеспечение, обычно используемое для моделирования климата Земли, но с некоторыми корректировками. Исследование показало, что зона терминатора действительно может поддерживать условия, пригодные для развития сложных форм жизни, хотя и в пределах довольно узкой зоны вечных сумерек.

Любопытно, что в таком случае для того, чтобы планета была обитаемой, большое количество поверхностной воды скорее будет во вред, чем на пользу: например, в случае планеты-океана приливной захват приведет к тому, что на освещенной стороне вода будет испаряться, и это в конце концов покроет планету толстым слоем пара. Напротив, если на поверхности планеты будут присутствовать и вода, и суша, это позволит существовать стабильной климатической зоне терминатора, а следовательно, и жизни.

Климатические модели планеты в приливном захвате: черной линией обозначен терминатор, в центре находится точка поверхности планеты, наиболее близкая к звезде / © The Astrophysical Journal

Результаты исследования, опубликованного в журнале The Astrophysical Journal, не только расширяют список потенциально обитаемых планет, но и предлагают вносить корректировки в паттерны поисков следов присутствия жизни. Ведь создаваемые живыми существами биосигнатуры могут присутствовать только в определенных частях атмосферы планеты.