Современные телескопы не видят «девятую планету» — Naked Science
04.09.2018

Современные телескопы не видят «девятую планету»

Обстоятельные доказательства указывают на существование «девятой планеты» — гипотетической транснептуновой планеты, предположительно, находящейся во внешних областях Солнечной системы.

planet_nine_artistic_plain1

Астрономы считают, что существование этого объекта могло бы объяснить необычное поведение транснептуновых объектов на краю нашей звездной системы. К сожалению, ни один телескоп пока не смог поймать неуловимую планету.

Майкл Браун, астроном из Калифорнийского технического института, утверждает, что есть смысл полагать: если «девятая планета» существует, она может быть невидимой для нынешних обсерваторий. В 2016 году Браун и его коллега Константин Батыгин предсказали, что «девятая планета» в 20 раз массивнее Земли и обращается вокруг Солнца по эллиптической орбите на расстоянии в тысячу раз больше, чем расстояние между звездой и Голубой планетой.

Планеты, находящиеся от Солнца вдвое дальше Земли, в 16 раз тусклее, так как интенсивность солнечного света ослабевает в четыре раза по достижению тех объектов и еще в четыре раза — на пути обратно. Следовательно, на орбитальном расстоянии в 600 астрономических единиц (а.е.) объект может быть в 160 тысяч раз тусклее Нептуна, вращающегося вокруг Солнца на расстоянии 30 а.е. На расстоянии 1000 а.е. неуловимая «девятая планета» будет выглядеть в миллион раз тусклее. Астрономы утверждают, что на расстоянии в одну тысячу а.е. они сталкиваются с непреодолимой преградой — отчасти это объясняет, почему так тяжело обнаружить эту планету.

Исследование орбит шести отдаленных транснептуновых объектов. Все они указывают в одном и том же направлении и наклонены на 30° «вниз» относительно плоскости обращения планет Солнечной системы / © Caltech

Браун и его коллега Скотт Шеппард, астроном из Института Карнеги, сейчас вплотную занимаются поиском объекта на телескопе Subaru на Гавайях. Исследователи используют широкое поле обзора телескопа для поиска. Однако это не гарантирует, что планету обнаружат, ведь она может остаться незамеченной из-за светового загрязнения Млечного Пути. Кроме того, она может быть невидима из-за яркой звезды на ее фоне. Но хуже всего то, что планета может быть в точке своей орбиты куда дальше одной тысячи а.е. — и ей потребуется много тысяч лет, чтобы вернуться на ближайшую к нам точку.

Учитывая все сложности, ученые ищут новые способы поиска планеты. Например, физики считают, что «девятая планета», будучи меньше и холоднее газовых гигантов, легко заметна в миллиметровом спектре между микроволнами и инфракрасным светом.

Космолог из Университета штата Иллинойс Гилберт Холдер настроен оптимистично. Он считает, что миллиметровые телескопы в Антарктике и Чили смогут зарегистрировать «девятую планету» очень скоро. Холдер уверен, что как только эксперимент «Реликтовое излучение нового поколения» (Next Generation CMB Experiment) будет запущен, он сможет регистрировать тела размером с Землю на орбитальном расстоянии в 1000 а.е.

«Когда его включат, «девятая планета» уже не сможет спрятаться», — уверен Холдер.