Обнаружена первая акула, питающаяся водорослями — Naked Science

Обнаружена первая акула, питающаяся водорослями

Малоголовые рыбы-молоты оказались всеядными и способными успешно переваривать растительную пищу.

shark0

Само название акул стало синонимом жестокого хищника, однако новые наблюдения калифорнийских биологов показывают, что это не всегда справедливо. Небольшие молот-рыбы, широко распространенные у американского побережья Атлантики и Тихого океана, оказались способны при необходимости питаться и растительной пищей. О всеядности этих акул ученые рассказывают в статье, опубликованной в журнале Proceedings of the Royal Society B.

Некоторые строго плотоядные животные вполне способны съедать и некоторые растения, подвернувшиеся под руку, но неспособны их переварить из-за слишком простого, короткого кишечника, приспособленного только под переваривание богатой белками животной пищи. Истинные всеядные должны иметь возможность усваивать и растительные волокна, но от акул этого никто не ожидал, так что открытие Саманты Ли (Samantha Leigh) и ее коллег из Калифорнийского университета в Ирвайне стало настоящей сенсацией.

Малоголовые молот-рыбы (Sphyrna tiburo) достигают длины чуть больше метра и массы до 10 килограммов, питаясь моллюсками и рыбой. Еще в 2007 году ученые впервые заметили у них подозрительную привычку жевать придонные водоросли. В некоторых случаях содержимое желудков этих рыб состояло из растений более чем на 60 процентов. С тех пор считалось, что акулы лишь поглощают растительную массу, не получая из нее питательных веществ: например, случайно заглатывая во время активной охоты на прячущихся среди зарослей кальмаров.

Однако Саманта Ли и ее соавторы решили проверить это в экспериментах. Для начала они вырастили достаточные количества морских водорослей, которые подкармливали содой, содержащей слаборадиоактивный углерод-13. Эти растения составили до 90 процентов пищи, на которой в течение трех недель держали пять пойманных во Флоридском заливе акул. Лишь 10 процентов диеты рыб приходилось на моллюсков. Авторы анализировали состав их выделений, а затем усыпили акул и исследовали их желудочно-кишечный тракт.

Эта работа показала, что молот-рыбы действительно способны усваивать питательные вещества из растительной пищи и обладают необходимыми для этого клеточными и биохимическими механизмами. Углерод-13 обнаружился в их крови и тканях печени, показав, что они успешно переваривают растительные волокна. По оценке ученых, рыбам удавалось извлекать до половины веществ, содержавшихся в водорослях. Биохимический анализ показал, что у них имеются и ферменты, необходимые для того, чтобы быть по-настоящему всеядными акулами.

Кстати, находка указывает не только на новые диетические способности молот-рыб, но и заставляет по-новому взглянуть на пищевые и экологические взаимодействия между живыми организмами, населяющими теплые прибрежные воды Тихого океана и Атлантики. Цветковые водоросли, которыми так активно питаются эти акулы, составляют базу местных экосистем, и молот-рыбы, как оказалось, могут вносить заметный вклад в их динамику, питаясь не только растительноядными организмами, но и самими водорослями.

Помимо этого, удалось выяснить, как это извержение происходило и какую роль сыграло в развитии майяской цивилизации.

По заказу Лувра «Портрет госпожи Лизы дель Джокондо» оцифровали с помощью мультиспектральной камеры высокого разрешения. В итоге ученым удалось предположить, что помогало Леонардо да Винчи при создании этой картины.

По словам авторов эксперимента, им удалось выявить у черных ворон важный маркер сознания — способности субъективно переживать события внешнего мира и собственной жизни.

640 лет назад завершилось крупнейшее сражение средневековой Европы — битва на Куликовом поле. В конце XX века ряд историков заявил: это была мелкая незначительная стычка, а вовсе не масштабное событие, запустившее формирование единого русского государства. По их мнению, ни о какой борьбе Москвы с Золотой Ордой в этом сражении просто не могла идти речь: места на поле боя недостаточно. Получается, события, описанные в летописях, были почти полной выдумкой. Однако теперь ситуация вдруг развернулась на 180 градусов: оказалось, место сражения действительно лежит в Тульской области… но совсем на другом поле. И это заметно меняет всю историю Руси того времени. Попробуем разобраться почему.

Недавно запущенный китайский потенциально многоразовый космический аппарат вернулся домой. Как стало известно, перед этим от него отсоединился некий объект, предназначение которого неизвестно.