05.06.2018
Редакция Naked Science

Астрономы нашли альтернативу неуловимой «девятой планете»

Ученые сумели объяснить необычные траектории транснептуновых объектов без участия таинственной «девятой планеты», а заодно обнаружили новую причину гибели динозавров.

extremetrans

Не так давно астрономы заметили странные аномалии в движении ледяных тел на дальней периферии Солнечной системы, за орбитой Нептуна. Седна и еще несколько местных объектов не испытывают влияния гравитации Нептуна и обладают схожими круговыми орбитами, не сближаясь ни с одной из соседних планет-гигантов. Они вращаются почти обособленно от остальных тел Солнечной системы.

Самым популярным объяснением этому стало прозвучавшее в 2016 году предположение о наличии у Солнца далекой и крупной — вдесятеро больше Земли — «девятой планеты», притяжение которой и создает орбиты обособленных транснептуновых объектов. Однако наблюдать ее так и не удается. А недавно на проходящей в Денвере 223-й встрече Американского астрономического общества (AAS) Энн-Мари Мэдиган (Ann-Marie Madigan) и ее коллеги представили новое объяснение этим странностям орбит.

В самом деле, Пояс Койпера, где расположены все транснептуновые объекты, полон ледяных тел разного размера, включая Плутон с Эридой. «Почему бы нам не рассмотреть их общую гравитацию? — говорит Мэдиган. — Мы можем решить кучу проблем, просто приняв ее во внимание». Один из самых удаленных объектов — карликовая планета Седна, год на которой длится примерно 11,4 тысячи земных лет и орбита которой делает ее обособленным объектом.

Ученые провели моделирование орбит этих тел, получив альтернативное объяснение таким орбитам, не требующее притяжения гипотетической девятой планеты. Авторы описывают модель как часы: Седна и некоторые другие тела вращаются вокруг центра сравнительно медленно, многочисленные группы астероидов — быстро, как часовая и минутная стрелки.

Однако иногда их положения совпадают. Сближение заставляет тела взаимодействовать, вызывая изменения орбит и, как показали расчеты, выводя их на круговые траектории. На протяжении времени этот процесс способен полностью объяснить возникновение обособленных транснептуновых объектов.

Кстати, такие взаимодействия на окраине Солнечной системы могут заодно объяснить и… вымирание динозавров. Как замечают Мэдиган с соавторами, эти процессы постепенно меняют орбиты всех транснептуновых объектов, заставляя их то коллективно приближаться к Солнцу, то отдаляться от него, словно пульсируя.

Такие циклические перестройки могут создавать нестабильность в движении ледяных тел и вызывать периоды активной бомбардировки внутренних областей Солнечной системы небесными телами. Возможно, одно из них и стало главной причиной массового вымирания.