«Секретное оружие» тираннозавров позволяло перекусывать жертву одним отточенным движением
30.07.2015

Палеонтологи изучили зубы теропод – двуногих динозавров, к которым относятся тираннозавр, велоцираптор и другие устрашающие хищники древности, – и обнаружили в них уникальные структуры, позволявшие им рассекать плоть жертвы лучше самой острой бритвы.

Gorgosaurus-dinosaur-teeth

На первый взгляд, структуры эти можно было бы счесть случайными трещинами, которые могут появиться даже на самых ужасающих и зазубренных зубах, если грызть ими слишком твердые кости (и никогда не чистить). Однако исследование, проведенное канадскими учеными, доказало, что это вовсе не повреждения.

Впервые на них обратили внимание еще в 1990-х, когда были изучены останки близкого родственника тираннозавра, альбертозавра. «С тех пор я вскрывала восемь других теропод, помимо альбертозавра, и находила точно такие же структуры везде», – говорит одна из авторов работы Кирстин Бринк (Kirstin Brink).

Глядя на зазубренные клыки кархародонтозавра, легко понять, почему углубления между ними сперва сочли повреждениями
©Kirstin Brink

Кирстин Бринк и ее коллегам удалось получить по два-три зуба восьми различных теропод, включая тираннозавра, целофиза и гигантского кархародонтозавра. Отдельно были изучены молодые зубы этих монстров, которыми, судя по их состоянию и отсутствию налета, владельцы толком не успели воспользоваться. Ученые исследовали химический состав разных слоев зубов, а детали микроструктуры рассмотрели с помощью электронного микроскопа – и вскоре гипотеза о случайных повреждениях отпала как недоразумение.

Обнаружилось, что каждая складка между зазубринами несла несколько дополнительных слоев твердого дентина. «По нашей гипотезе, такие структуры формировались по мере роста зуба, – поясняет Кирстин Бринк. – Они укрепляли обе зазубрины, а также сам зуб как целое».

Горгозавр и его зубы: при разном увеличении видны и зазубрины, и структуры в глубине, которые поначалу были приняты за трещины