«Секретное оружие» тираннозавров позволяло перекусывать жертву одним отточенным движением — Naked Science

Палеонтологи изучили зубы теропод – двуногих динозавров, к которым относятся тираннозавр, велоцираптор и другие устрашающие хищники древности, – и обнаружили в них уникальные структуры, позволявшие им рассекать плоть жертвы лучше самой острой бритвы.

Gorgosaurus-dinosaur-teeth

На первый взгляд, структуры эти можно было бы счесть случайными трещинами, которые могут появиться даже на самых ужасающих и зазубренных зубах, если грызть ими слишком твердые кости (и никогда не чистить). Однако исследование, проведенное канадскими учеными, доказало, что это вовсе не повреждения.

Впервые на них обратили внимание еще в 1990-х, когда были изучены останки близкого родственника тираннозавра, альбертозавра. «С тех пор я вскрывала восемь других теропод, помимо альбертозавра, и находила точно такие же структуры везде», – говорит одна из авторов работы Кирстин Бринк (Kirstin Brink).

Глядя на зазубренные клыки кархародонтозавра, легко понять, почему углубления между ними сперва сочли повреждениями
©Kirstin Brink

Кирстин Бринк и ее коллегам удалось получить по два-три зуба восьми различных теропод, включая тираннозавра, целофиза и гигантского кархародонтозавра. Отдельно были изучены молодые зубы этих монстров, которыми, судя по их состоянию и отсутствию налета, владельцы толком не успели воспользоваться. Ученые исследовали химический состав разных слоев зубов, а детали микроструктуры рассмотрели с помощью электронного микроскопа – и вскоре гипотеза о случайных повреждениях отпала как недоразумение.

Обнаружилось, что каждая складка между зазубринами несла несколько дополнительных слоев твердого дентина. «По нашей гипотезе, такие структуры формировались по мере роста зуба, – поясняет Кирстин Бринк. – Они укрепляли обе зазубрины, а также сам зуб как целое».

Горгозавр и его зубы: при разном увеличении видны и зазубрины, и структуры в глубине, которые поначалу были приняты за трещины
©Danielle Dufault

Зазубренные зубы легко рассекали плоть жертвы, а структуры, названные палеонтологами «глубокими межзубными складками» (deep interdental folds), позволяли использовать эту «суперсилу» по полной. Авторы работы даже предполагают, что именно эти складки позволяли тероподам оставаться на вершине пищевой пирамиды на протяжении 165 млн лет.

Поразительно, насколько такая крошечная деталь структуры зубов, небольшое перестроение твердых тканей может повлиять на судьбу всего вида. По счастью, теперь времена иные, и древними зазубренными зубами могут похвастаться разве что комодские драконы – но таких дополнительных укрепляющих структур нет и у них.

Кто такой нейропсихолог, где проходят границы его профессиональной компетенции, в чем специфика его работы и как развивались представления о становлении нейропсихологии? Об этом рассказывает участница Программы привлечения российских постдоков, научный сотрудник научно-учебной лаборатории нейробиологических основ когнитивного развития Высшей школы экономики Елена Лысенко.