03.11.2015
Редакция Naked Science

Рис одомашнивали по крайней мере трижды

Рис – одно ключевых для человечества растений – был одомашнен не один-единственный раз и в Китае. Новое исследование указывает, что разные сорта его стали частью хозяйства в разное время и в разных регионах мира.

Different-types-of-rice

Сегодня известны четыре главных сорта риса: короткозерная японика, популярная в Стране восходящего Солнца, в Корее и Восточном Китае; длиннозерная индика, распространенная в Индии, Пакистане и Юго-Восточной Азии; клейкий рис, который выращивают в Бангладеш; ароматический – включая такие разновидности как басмати.

Основная доля исследований сосредоточена на индике и японике: археологические исследования показывают, что они имеют исключительно долгую историю в сельском хозяйстве. Судя по всему, японика впервые появилась на юге Китая еще между 13500 и 8200 годами до н.э. Некоторые авторы считают, что индика стала результатом гибридизации между японикой и дикими сортами риса в других регионах Азии. Два других сорта появились еще позже, в результате новых скрещиваний с «диким родственником».

При этом существует и другая версия, согласно которой индика была одомашнена независимо на юго-востоке Индии. А недавнее исследование британских генетиков из команды Теренса Брауна (Terence Brown) указывает, что и клейкий рис мог быть выведен независимо от первых двух – где-то на пространстве между центральной Индией и Бангладеш.

Интересно, что обе гипотезы родились в результате анализа одного и того же массива информации – данных о геноме 446 диких растений и более чем 1000 одомашненных сортов. Более того, в центре внимания этого анализа в обоих случаях были области генома, связанные с селекцией и развитием у растений нужных человеку свойств: вертикальной устойчивости, удержания зрелого зерна на растении и т.п.

Однако в своей работе Теренсу Брауну и его коллегам удалось показать, что соответствующие «локусы одомашнивания» широко распространены во многих сортах дикого риса, растущего в разных частях Азии. И селективное изменение этих локусов первыми крестьянами шло независимо в трех сельскохозяйственных центрах – у каждого своим путем.