Как ИИ изменит нашу жизнь — в специальном проекте Naked Science!
Перейти
19.01.2016
Редакция Naked Science

Развитие жизни на Земле связали с подводными вулканами

Ученые полагают, что суперконтинент Родиния, а также глобальное похолодание привели к стремительному росту жизни на Земле.

pic_8cf527739656cb0380260ab8e3d7679c

Результаты нового исследования были опубликованы в издании Nature Geoscience, а с кратким обзором можно ознакомиться на EurekAlert!. Примерно 640–720 млн лет назад земная суша и океаны были покрыты снегом и льдом. Одной из главных особенностей периода стало множество подводных вулканов. Что же касается причины глобального оледенения, то ученые указывают на распад гипотетического суперконтинента Родиния, возникшего предположительно 1,1 млрд лет назад.

Атмосфера планеты стала нагреваться лишь тогда, когда в воздухе оказалось достаточно углекислого газа. Но принятые ныне гипотезы не способны объяснить то, почему по всей Земле образовались карбонатные отложения, толщина которых достигает сотни метров. Теперь ученые предлагают свое объяснение всему этому. «Мы считаем, что многие геологические и геохимические явления, связанные с оледенением Земли, согласуются с расположенными в мелководных срединно-океанических хребтах подводными вулканами», – заявил Том Гернон (Tom Gernon), представляющий Саутгемптонский университет.

Расположенные под водой вулканы производили гиалокластиты, которые оседали на морском дне. Это привело к высвобождению кальция, магния и фосфора. В результате изменился химический состава океана, что в конечном счете сказалось и на развитии жизни на всей Земле.

Ученые также говорят, что во время распада Родинии в течение нескольких миллионов лет был сформирован срединно-океанический хребет, который достигал в длину десятки тысяч километров. Заметим, что древнейший известный суперконтинент все еще таит в себе немало загадок. Другие исследователи полагают, что еще до Родинии существовали такие суперконтиненты, как Кенорленд и Нуна. После распада Родинии был образован новый суперконтинент Паннотия. А после него появилась Пангея.

Напомним, ранее ученые выяснили, что примерно 2,4 млрд лет назад Земля была полностью покрыта льдом, а средняя температура на поверхности не была выше -40 °C. Столь экстремальные условия непременно должны были сказаться на эволюции земных организмов. Для сравнения: сейчас средняя температура на поверхности планеты составляет 30 °C.

Интересно, что холодный период Земли (точнее, то, что в таких условиях могла существовать жизнь) дает шансы на обнаружение жизни на далеких холодных экзопланетах. Во всяком случае, тех, которые имеют некоторые сходства с нашей Землей.